Рубрика: Маркетинг

Первый этап эволюции маркетинга (1860—1950 года)

Первый этап эволюции маркетинга являлся своего рода основой маркетинга в современном его понимании. Особенность первого этапа состоит в том, что он в свою очередь делится на три последо­вательных периода.

Годы 1860—1920 на общем фоне превышения спроса над пред­ложением характеризуются процессами совершенствования произ­водства, основная цель которого заключалась в увеличении объе­мов и ассортимента выпускаемой продукции.

Годы 1920—1930 характеризуются тем, что с учетом достигну­тых успехов в области роста объемов производства, которые позво­лили почти вплотную приблизиться к удовлетворению платежес­пособного спроса населения на товары и услуги, имевшегося в те годы, производители были вынуждены сосредоточить свое внима­ние на решении проблемы совершенствования выпускаемых това­ров за счет повышения их качества и соответствующего изменения товарного ассортимента.

Годы 1930—1960 знаменуются тем, что во главу угла предпри­нимательской деятельности на фоне увеличения объемов произ­водства и разностороннего совершенствования выпускаемых това­ров ставится решение проблемы организации сбыта за счет интен­сификации коммерческих усилий, которая означает первоочеред­ное приложение хозяйствующим субъектом финансовых средств и затрат труда в сфере стимулирования сбыта произведенных товаров.

Первый этап эволюции маркетинга характеризовался дальней­шей концентрацией производства, его механизацией и автоматиза­цией, а также усилением концентрации и централизации капита­ла, что проявлялось в создании монополистических союзов. Этому периоду свойственно нарастание процессов специализации, ук­рупнения масштабов производства, усиление конкурентной борьбы.

Все указанные причины привели к формированию так называе­мого рынка потребителя — рынка, для которого характерны превы­шение предложения над спросом и острая конкурентная борьба в особенно разорительной ее форме — монополистической конку­ренции, а следовательно, и серьезные проблемы со сбытом про­дукции.

Теоретические основы маркетинга как самостоятельной науки, существующей на стыке экономики, социологии, психологии и управления, были созданы американцем Сайрусом Маккормиком (1809—1884). Он был первым человеком, который полностью осоз­нал уникальную роль функции маркетинга как специфической за­дачи управления. И несмотря на то, что Маккормик имел только техническое образование, он создал целый «арсенал основных ору­дий» современного маркетинга, таких, как изучение и анализ рын­ка, основные виды и принципы выбора ценовой политики и сер­висного обслуживания и т.д. Причем все это он использовал в практической деятельности своей фирмы «Интернэшнл Харвестер» (производство уборочных машин), что способствовало утвержде­нию ее ведущего положения на рынке и процветанию.

Как академическая дисциплина маркетинг возник в Америке,
время его рождения — начало XX века. В 1902 году в Мичиганском, Кали­форнийском и Иллинойском университетах начали читать лекции по проблемам маркетинга. В 1903—1905 годах У. Крюзи в Пенсильванском университете преподавал курс, названный «Маркетинг про­дуктов компаний», а в 1910 году Р. Бартел читал курс «Методы марке­тинга» в Висконсинском университете.

Следует особо отметить, что в этот период концепция марке­тинга носила чисто прикладной характер и была направлена на активный поиск покупателей произведенной продукции, т.е. кон­центрировала свое основное внимание на вопросах организации прибыльного сбыта исходя из возможностей товаропроизводителей.

Comments are closed .