Рубрика: Маркетинг

Маркетинг как философия бизнеса

Термин «маркетинг» происходит от английского слова «mar­ket» и в буквальном смысле слова означает рыночную деятель­ность. Этот термин появился в экономической литературе США на рубеже XIX и XX веков, что было обусловлено необходимо­стью совершенствования сложившейся системы управления ры­ночной деятельностью. Прежде всего следовало обеспечить более высокий уровень управления сбытовой деятельностью отдель­ных предпринимательских структур. Появление маркетинга и было направлено на решение данной проблемы, что нашло свое отражение в курсах лекций, чтение которых началось в первые годы XX века в ведущих университетах США: Мичиганском, Иллинойском, Гарвардском. В этих курсах лекций освещались вопросы обеспечения эффективной сбытовой деятельности, тор­говли и рекламы. Результатом практической реализации поя­вившейся теории маркетинга явилось создание в крупных моно­полиях отделов исследования рынка, а также появление ком­мерческих организаций по оказанию маркетинговых услуг.

Период с конца XIX века и до 20-х годов XX века можно рассматривать как первый этап становления и развития кон­цепции маркетинга. Разразившийся в 1929-1933 годах эконо­мический кризис показал, что первоначальная трактовка марке­тинга в условиях более высокого уровня развития мировой эко­номики неприемлема. Она должна была быть приведена в соот­ветствие с достигнутыми к тому времени рыночными условиями хозяйствования. В результате маркетинг становится составной частью управленческой деятельности предпринимательских структур, направленной на разработку и продвижение продук­ции к потребителям, создание благоприятных условий для при­обретения товаров. Такой подход существовал примерно до 60-х годов. К этому времени в ведущих промышленно развитых странах была создана новая система регулирования произведетвенно-сбытовых процессов, обусловленная значительным увели­чением производства товаров, объем которых превышал реаль­ный спрос. В результате в теории маркетинга был сделан акцент на конкретного потребителя с его реальными нуждами и по­требностями и была сформулирована современная концепция маркетинга. В соответствии с такой концепцией вся деятель­ность фирмы (предприятия, корпорации, ассоциации) должна осуществляться с постоянным учётом состояния рынка, основы­ваясь на точном знании нужд и потребностей потребителей, их оценке и учёте возможных изменений в будущем.

Из изложенного видно, что маркетинг на всех этапах разви­тия мировой экономики был и остается философией бизнеса. В современной концепции маркетинга его ключевыми словами являются нужда, потребность, товар, рынок. Какое же конкрет­ное содержание имеют эти слова в маркетинге?

Comments are closed .