Рубрика: Маркетинг

Конкурентные стратегии на функциональном уровне

Главное содержание функциональных стратегий заключено в раз­работке планово-управленческих решений по обоснованию выгод­ного целевого рынка, привлечению максимального количества по­купателей и успешному позиционированию для получения желае­мых доходов.

Функциональная стратегия по обоснованию целевых рынков сбыта предполагает интеграцию планово-управленческих решений на локальном уровне по таким вопросам, как: на какие рынки сбы­та выходить? в какое время? в каком объеме производить товары и услуги с учетом неудовлетворенной потребности? по каким прием­лемым ценам приступить к реализации товаров, услуг?

Главная целевая функция стратегии обоснования рынка — это получение максимума результатов при минимуме затрат и рисков.

Стратегия привлечения потребителей выполняет ключевую роль в процессе освоения целевого рынка. Ориентация на потребителя является зеркальным отражением аналитической функции маркетин­га, которая прямо влияет на коммерческий успех фирмы.

Маркетинговые усилия фирмы сосредоточены на разработке различных моделей по привлечению потребителей. Основу этих уси­лий составляет комплексный анализ мотивации потребления, вклю­чающий следующие направления:

  • анализ структуры спроса и динамики его изменений с учётом его неудовлетворенности
  • анализ потребительской удовлетворенности, информирован­ности, факторов, влияющих на выбор покупки
  • анализ имиджа основных конкурирующих товарных марок у конечных потребителей продукции
  • оценка приверженности к корпоративной торговой марке и выявление возможных резервов формирования бренда

Основное содержание стратегии привлечения потребителей — процесс сегментации.

Сегментация потребителей — это обоснование (выделение) час­ти рынка, в котором покупатели одинаково реагируют на потреби­тельские свойства предлагаемых товаров, услуг. Данный процесс разделения общей совокупности потребителей на однородные целе­вые группы позволяет максимально учесть запросы покупателей и выгодно сфокусировать маркетинговые усилия.

Результатами процесса сегментации потребителей являются:

  • быстрая адаптация к запросам покупателей и максимальное их удовлетворение
  • выявление неудовлетворенного спроса, позволяющего вно­сить необходимые коррективы в маркетинговые стратегии
  • органическая увязка концепции нового товара со стратегией жизненного цикла в целевом сегменте
  • усиление конкурентных преимуществ компании за счет свое­временной оценки порога цен, выгодного ассортимента и сервисного обслуживания клиентов
  • формирование позитивного общественного мнения в целевых аудиториях покупателей

На практике многогранный процесс сегментации осуществляет­ся с учетом ряда критериев и признаков, проиллюстрированных на рисунке.

Критерии и признаки сегментации рынка

Рис. Критерии и признаки сегментации рынка

К основным критериям процесса сегментации относят следующие:

  1. Количественные границы, которые представляют собой крите­рии измеримости выделяемой группы потребителей, а именно: коли­чество реальных и потенциальных потребителей; площадь сегмента; рыночную долю и объемы продаж; емкость и потенциал сегмента.
  2. Доступность сегмента отражает совокупные возможности компании по информационной обеспеченности, выгодной дистрибу­ции, логистических форм и методов управления материальными потоками.
  3. Устойчивость сегмента предполагает оценку стабильности спроса относительно корпоративных товаров и услуг с учетом пла­тежеспособности потребителей и рыночных закономерностей.
  4. Выгодность сегмента включает его доходность, тенденции рос­та прибыли на текущую и длительную перспективу с учетом возмож­ной экономии совокупных затрат, защищенность от конкуренции.
  5. Коммуникативность сегмента предполагает эффективное ис­пользование средств массовой информации, связей с общественно­стью, массмедиа, Интернет для формирования имиджа и позитив­ного общественного мнения.

Организация процесса сегментации потребителей выделяет та­кие признаки, как поведенческий, социльно-демографический, психографический и географический.

В результате комплексной оценки процесса сегментации руковод­ство выносит вердикт о целесообразности рыночного участия, выделе­нии части бюджета на маркетинговую деятельность.

Поведенческий признак отражает отношение к покупке в результате рационального, эмоционального, импульсивного отношения. Данный признак интегрирует в себе факторы личностного характера. Поведен­ческая модель включает основные этапы по принятию решения о покупке:

осознание потребности поиск информации -+ оценка вари­антов -+ решение о покупке -+ реакция на покупку.

Социально-демографический признак является решающим в про­цессе осуществления стратегии по привлечению потребителей. Возраст потребителей играет большое значение в формировании стратегии привлечения их к товарам и услугам компании. Так, на­пример, на успех в приобретении новых видов товаров и услуг мож­но ориентироваться в основном на возрастную группу в диапазоне от 15 до 49 лет.

Психографический признак включает в себя личностные (психо­логические) характеристики индивида, стиль жизни, мотивацию покупки, уровень культуры, отношение к престижу, здоровью.

Для престижных слоев населения — муниципалов, адвокатов, биз­несменов, топ-менеджеров — далеко не безразлично, на какой марке автомобиля передвигаться, в костюме от какого кутюрье встречать партнеров, что им подать в процессе презентаций, деловых встреч.

Географический признак является также ключевым в разработке стратегии по привлечению потребителей. Поэтому при оценке целево­го сегмента необходимо тщательно учитывать его специфику с пози­ции территориального расположения, климата, ландшафта, культуры.

Стратегия привлечения потребителей — это тонкий инструмент функционального уровня, призванный выделять целевые группы потенциальных покупателей с учетом совокупных критериев и при­знаков. Успех данной стратегии способствует выработке системного подхода к управлению маркетингом.

Работа по сегментированию определяет выбор целевого рынка.

Целевой рынок (target market) — совокупность покупателей, имеющих общие потребности и нужды, которые компания намере­на обслужить. Выбор целевого рынка сбыта осуществляется в три этапа, проиллюстрированных на рисунке.

Этапы выбора целевого рынка

Рис. Этапы выбора целевого рынка

Ранжирование привлекательных рынков сбыта осуществляется с учетом комплексной оценки факторов рыночной среды, конкурен­ции, возможных рисков, системы государственного регулирования, степени неудовлетворенности потребительского спроса, рыночной доли и тенденций поведения целевых аудиторий покупателей.

Комплексный анализ целевого рынка включает тщательную оцен­ку:

  • каналов распределения и продвижения
  • лидера-конкуренции
  • основных показателей рынка, его емкости, конъюнктуры, сегмен­тации
  • стратегии жизненного цикла товара
  • возможный уровень сервисности

Разработка стратегии с учетом реальных возможностей фирмы (третий этап) выполняется высшим руководством компании с ис­пользованием системной оценки первых двух этапов. Разрабатыва­ются стратегии рыночного участия, в том числе портфельные, кор­поративные и операционные.

После сегментирования рынка проводят работу по выстраива­нию карты позиционирования, которая используется для оценки конкурентных позиций предприятий.

Позиционирование — это маркетинговые усилия корпорации по разработке и внедрению в сознание целевых потребителей особого, отличного от конкурента образа компании, товара, услуги. Цель позиционирования — создание конкурентных преимуществ в целе­вых сегментах сбыта для создания прочных позиций на рынке.

Задачи позиционирования:

  • увеличение рыночной доли и корпоративного влияния в це­левом сегменте
  • создание эффективных коммуникаций распределения и про­движения товара, услуги
  • формирование позитивного общественного мнения целевых аудиторий покупателей в результате социальной ответственно­сти каждого исполнителя и культуры организации

Основными составляющими элементами сложного процесса по­зиционирования являются:

  1. маркетинговые исследования рыночных тенденций и законо­мерностей с использованием новейших информационных технологий
  2. системный анализ поведения покупателей с позиции тща­тельного учета неудовлетворенного спроса каждого клиента в целях создания индивидуального спектра услуг, сочетающего цену, каче­ство и надежность
  3. стратегии и маркетинговые программы по направлениям по­зиционирования
  4. диверсификация бизнеса в результате разработки новых ви­дов работ, товаров, услуг
  5. высокопрофессиональная команда маркетологов, владеющая современными методами менеджмента

Существенное дополнение к функциональным стратегиям по обоснованию целевого рынка и привлечению потребителей —- по­зиционные стратегии.

Позиционные стратегии — это планово-управленческие решения по организации эффективных маркетинговых коммуникаций в це­лях создания популярности и высокого имиджа компании.

В результате вышеизложенного можно сделать вывод, что кон­курентные стратегии позволяют:

  • своевременно выявить неудовлетворенный спрос и качест­венно удовлетворить его
  • рационально использовать ресурсный потенциал и сфокуси­ровать маркетинговые усилия малой организации
  • сформировать достойный имидж и получить признание по­требителей

Comments are closed .