Рубрика: Маркетинг

Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ

В течение 1990-х годов в Российской Федерации в основном сформирована система государственной поддержки малого пред­принимательства. Она базируется на нормах федерального законо­дательства и законодательства субъектов Российской Федерации, реализуется через механизм федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, и деятельность специализиро­ванных объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Основные направления государственной политики определены в Фе­деральном законе «О государственной поддержке малого предпри­нимательства в Российской Федерации». Концепции государствен­ной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2007).
Малое предпринимательство
Реализация этих направлений позволила обеспечить поступа­тельное развитие сектора малого предпринимательства в стране. Вместе с тем для ускорения развития малого предпринимательства, обеспечения его устойчивости и увеличения вклада в социально-экономическое развитие Российской Федерации необходимо устра­нение имеющих место недостатков в системе государственной под­держки малого бизнеса.

Основными недостатками государственной системы поддержки малого предпринимательства являются:

  • несовершенство нормативной правовой базы, регламенти­рующей деятельность, развитие и государственную поддержку малого предпринимательства и сопутствующих ей граждан­ско-правовых и административных отношений
  • нестабильность и недостаточность финансирования меро­приятий по поддержке малого предпринимательства на феде­ральном, региональном и муниципальном уровнях
  • нескоординированность деятельности объектов государствен­ной и муниципальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, неравномерность их территориального расположения, высокий уровень коммерциализации, недоста­точные объемы и качество оказываемых ими услуг

Данные проблемы тесно взаимосвязаны между собой. Их реше­ние возможно посредством реализации комплекса мер нормативно­го, организационного, административного, экономического и право­применительного характера, изложенных ниже.

1. Оптимизация критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства.

В современных условиях экономического развития России важ­ную роль приобретает совершенствование нормативных правовых основ регулирования малого предпринимательства в части уточне­ния критериев отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства, для развития которых ока­зывается государственная поддержка.

С учетом мнений по данному вопросу Минэкономразвития Рос­сии необходимо установить единый критерий отнесения хозяйст­вующих субъектов к субъектам малого предпринимательства в зави­симости от численности работающих на них. К субъектам малого предпринимательства должны относиться юридические лица, чис­ленность сотрудников которых не превышает 100 человек, а также предприниматели без образования юридического лица при условии, что по найму у него работают не более 99 человек. При этом целе­сообразно отказаться от отраслевой дифференциации малых пред­приятий по численности занятых.

Необходимо также соблюсти критерий независимости субъектов малого предпринимательства, сохранив запрет на отнесение хозяйст­вующих субъектов к субъектам малого предпринимательства в слу­чае, если доля участия в их уставном капитале Российской Федера­ции, субъектов Российской Федерации, общественных и религиоз­ных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого пред­принимательства, не превышает 25%.

Введение новых критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства требует дополнительной проработки на базе данных, полученных в результате сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей.

Вопрос о включении в законодательство Российской Федерации понятия среднего предприятия должен рассматриваться в совокупно­сти с возможными правовыми последствиями введения такого поня­тия, и в первую очередь с точки зрения предоставления льгот и преференций.

В настоящее время основной целью введения понятия среднего предприятия может являться организация статистического наблю­дения за их хозяйственной деятельностью. В этом случае к средним предприятиям должны быть отнесены предприятия с численностью не более 250 человек и с годовым оборотом менее 500 млн рублей.

2. Совершенствование налогообложения, упрощение налоговой от­четности.

Основным направлением налоговой реформы должно стать снижение налоговых ставок до уровня, обеспечивающего баланс интересов государства и налогоплательщика, соответствующего ре­ально возможной собираемости налогов. Это обеспечит сокращение теневого сектора экономики и значительную декриминализацию малого и среднего предпринимательства.

Безусловно, сферу малого и среднего бизнеса должна регулиро­вать система налогообложения, предусматривающая максимально возможное упрощение исчисления налогов, сокращение их величи­ны, освобождение от налогообложения средств, направляемых субъектами малого предпринимательства на развитие производства.

Действующая с 1 января 2003 года система налогообложения мало­го бизнеса (26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности») не в полной мере отра­жает интересы малого предпринимательства. Имеются существен­ные ограничения, связанные с применением упрощенной системы налогообложения.

3. Упрощение доступа к финансовым ресурсам.

Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства связано в первую очередь с решением задач доступности банковских кредитов, активного участия отечествен­ных финансовых институтов в кредитовании малого бизнеса. Расчет на то, что приемлемый уровень кредитных ставок для «свободных предпринимателей» сформируется самим рынком, не оправдал се­бя. По экспертным оценкам, банковскими кредитами пользуется лишь один процент малых предприятий.

В целях расширения возможностей доступа малых предприятий, в том числе начинающих, к источникам финансовых средств, необ­ходимых для их развития, нужно организовать выполнение ком­плекса мер по следующим основным направлениям.

1. Разработка механизма государственных гарантий, обеспечи­вающих разделение рисков между государством, кредитными органи­зациями и малыми предприятиями.

В соответствии со статьёй 103 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 г.» предусмотрено предоставление государствен­ных гарантий Российской Федерацией для привлечения на внут­реннем рынке кредитных ресурсов в целях финансирования под­держки малого предпринимательства.

Реализация данного направления предполагает предоставление государственной гарантии банку, уполномоченному Правительством Российской Федерации, в целях привлечения внебюджетных финан­совых ресурсов для финансовой поддержки субъектов малого пред­принимательства. Уполномоченный Правительством Российской Фе­дерации банк осуществляет размещение привлеченных внебюджет­ных финансовых средств в региональных коммерческих банках по­средством открытия целевых кредитных линий и/или предоставления гарантий по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринима­тельства.

Принимая во внимание необходимость контроля со стороны го­сударства за целевым использованием средств, привлекаемых под государственную гарантию Российской Федерации, целесообразно в качестве уполномоченного банка определить банк с государствен­ным участием.

Гарантийные схемы будут использоваться для действующих ма­лых предприятий, располагающих собственными активами и имеющих определенную кредитную историю. При отборе и сопро­вождении проектов целесообразно использовать систему государст­венных и муниципальных фондов поддержки малого предпринима­тельства. На указанных принципах в настоящее время базируются схемы гарантий по кредитам субъектов малого предпринимательст­ва, реализуемые в ряде субъектов Российской Федерации с исполь­зованием средств соответствующих бюджетов.

Предоставление гарантий по кредитам может сочетаться с суб­сидированием части процентных ставок, что будет обеспечивать удешевление кредитных ресурсов для субъектов малого предприни­мательства.

2. Развитие механизмов микрофинансирования субъектов малого предпринимательства, в первую очередь микропредприятий и начи­нающих предпринимателей.

Реализация данного направления предполагает содействие со­зданию и развитию кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предос­тавляющих на возвратной основе микрофинансовые услуги субъек­там малого предпринимательства. Используя денежные сбережения населения, кредитные кооперативы способствуют позитивному из­менению социально-экономической ситуации прежде всего там, где доступ к кредитным ресурсам ограничен.

Принятие в 2001 году Федерального закона «О кредитных потре­бительских кооперативах граждан» послужило положительным им­пульсом в развитии этой системы. В настоящее время наблюдается рост числа кооперативов. Ряд региональных фондов поддержки ма­лого предпринимательства также реализует программы предостав­ления микрозаймов за счет собственных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств международных финан­совых организаций.

Банк России утвердил положение «Об особенностях пруденци­ального регулирования деятельности небанковских кредитных орга­низаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции», оп­ределяющее принципы функционирования депозитно-кредитных небанковских кредитных организаций, сферу их деятельности, круг осуществляемых ими операций, в частности таких, как выдача бан­ковских гарантий, которые могут быть востребованы субъектами малого предпринимательства.

3. Для облегчения доступа субъектов малого предпринимательст­ва к банковскому кредитованию необходимо развитие системы фор­мирования кредитных историй предприятий, создание условий для нако­пления специализированными организациями информации, характери­зующей платежную дисциплину предприятий.

4. Большое значение в развитии системы поддержки малого предпринимательства имеет сотрудничество государственных органов исполнительной власти с международными организациями.

В рамках «Проекта поддержки предприятий» Всемирного банка частично осуществляется финансирование предприятий малого биз­неса. Основная цель проекта — поддержка реструктуризации рос­сийских предприятий путем прямого предоставления долгосрочных кредитных ресурсов для обновления основных фондов. Доля израс­ходованных средств займа на финансирование предприятий малого бизнеса составляет около 4,7 млн долл. США, или 9,4% от общей суммы займа.

Финансирование предприятий малого и среднего бизнеса Евро­пейским банком реконструкции и развития осуществляется в рам­ках проекта «Фонд поддержки малого бизнеса». За период с 1994 года по настоящее время, по данным ЕБРР, за счет средств Фонда было профинансировано более 80 тыс. проектов на общую сумму 800 млн долл. США в 105 крупных и малых городах регионов Российской Федерации через систему уполномоченных банков, включая Сбер­банк России и КМБ банк.

В 2002 году в рамках программы поддержки российского микро­финансового сектора, реализуемой на средства USAID (Американ­ское агентство международного развития) и направленной на дальнейшее развитие российских микрофинансовых организаций как института, активно содействующего развитию малого пред­принимательства в Российской Федерации, был создан Россий­ский микрофинансовый центр (далее — РМЦ). Планируется пре­доставить до сентября 2006 года 25—30 грантов российским микрофи­нансовым организациям на общую сумму более 4 млн долл. США. По оценкам, это позволит за проектный период увеличить число клиентов МФО на 4200 человек, выдать более 5000 займов на сумму около 3 млн долл. США.

Продолжается сотрудничество с Фондом Евразия, который под­держивает проекты, направленные на улучшение практики ведения бизнеса, расширение доступа к финансовым ресурсам, уменьшение правовых и нормативных барьеров на пути развития бизнеса. Всего с 1993 по 2003 год Фондом Евразия поддержаны около 1000 проек­тов, направленных на развитие частного сектора в России, на сум­му более 28 млн долл. США.

Таким образом, международная финансовая помощь оказывает существенное влияние на развитие малого предпринимательства в Российской Федерации. Вместе с явными позитивными для рос­сийских предпринимателей сторонами деятельности упомянутых организаций необходимо отметить ряд проблем:
недостаточное знание иностранными партнерами условий и специфики ведения бизнеса в России
относительно невысокое представительство российских спе­циалистов в реализации программ
отсутствие в отдельных случаях понимания со стороны ре­гиональных и местных властей

Региональное и отраслевое распределение иностранной помощи неравномерно, большую ее часть получают центральные и северо­западные регионы, а также Уральский регион.

Взаимодействие между российскими государственными и ино­странными программами поддержки, а также самими иностранны­ми программами нельзя назвать достаточным. В целях повышения эффективности такого взаимодействия необходимо создать доступ­ную базу данных осуществляемых в России иностранных проектов поддержки предпринимательства, а также наладить широкое про­фессиональное обсуждение результатов и проблем, связанных с поддержкой предпринимательства, обмен опытом, обеспечить ис­пользование и наращивание положительного опыта завершенных и текущих программ развития малого бизнеса.

Следует отметить, что на основе данных, представленных меж­дународными финансовыми организациями, можно оценивать аб­солютный объем финансовых средств, направленных на развитие частного сектора, в том числе малого предпринимательства в Рос­сийской Федерации. Отсутствие дополнительных данных и главным образом единой методологии в подходах по их использованию не позволяют в настоящий момент говорить о таких важных показате­лях, как вклад этих проектов в качественный и количественный рост малых предприятий, совершенствование их отраслевой струк­туры, увеличение числа рабочих мест, влияние объемов кредитов и инвестиций на рост ВВП.

5. Развитие инновационного предпринимательства.

Малое инновационное предпринимательство в научно-техни­ческой сфере — наиболее динамичный сектор инновационной эко­номики, способный оперативно реагировать на потребности рынка наукоемкой высокотехнологичной продукции, мобильно перестраи­вать свое производство, эффективно осваивать создание на основе новых знаний наукоемкую продукцию и услуги.

Несмотря на рост инфраструктурных элементов технопарков и ин­новационно-технологических центров, число малых компаний в науч­но-технической сфере составляет около 40 тысяч при ориентировочной потребности в них несколько сотен тысяч. В последние годы число таких малых компаний не увеличивается. Одна из основных причин этого — отсутствие звена инфраструктуры, обеспечивающего создание и развитие на начальном этапе малых компаний. Как показывает мировая практика, этап становления и начального развития малых высокотехнологичных компаний не может эффективно осуществ­ляться без государственной поддержки, поскольку является затратным.

В России, обладающей значительным научно-техническим по­тенциалом, результирующие показатели инновационной активности пока низки. Одна из основных причин — сложности с получением финансирования под высокорисковые инновационные проекты. По данным Фонда «Бюро экономического анализа», в настоящее время внедрением инноваций занимается лишь 4—5% отечественных пред­приятий, тогда как в Германии, США, Франции и Японии — от 70 до 82%. Венчурный капитал потенциально мог бы стать важнейшим источником финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности, осуществляемых малыми высокотехнологичными фирмами в России.

Исследования, проведенные Центром экономической конъюнк­туры при Правительстве Российской Федерации, показывают, что среди факторов, сдерживающих инновационную деятельность, по мнению руководителей промышленных предприятий всех отраслей, доминирующими по-прежнему остаются финансовые проблемы: не­достаток собственных финансовых средств (41% предприятий), а также недостаток инвестиций (12%), неприемлемые условия креди­тования (16%).

Кроме указанных факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в целом, выявлены основные причины, сдер­живающие развитие инновационной деятельности:

  • неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности
  • недостаточная реализация конкретных инновационных про­ектов в связи с низким спросом на научно-техническую про­дукцию
  • нехватка знаний в области маркетинга по разработке иннова­ционного цикла и его последующей коммерциализации
  • ограниченность централизованных источников финансирова­ния, заемных и привлеченных средств

В этой связи для стимулирования развития малого инновационно­го предпринимательства в научно-технической сфере представляется целесообразным принять со стороны государства ряд первоочередных мер организационного, экономического и правового характера.

Вновь созданные молодые инновационные компании не владе­ют необходимыми для развития бизнеса ресурсами и, не имея соот­ветствующего обеспечения и гарантий возвратности средств, не в состоянии получить банковский кредит, коммерческий заем или разместить свои ценные бумаги на фондовом рынке. Для оказания финансовой поддержки малым высокотехнологичным компаниям на ранних стадиях развития в регионах Российской Федерации необхо­димо, используя мировой опыт, создавать систему поддержки. Она должна включать «посевные», «стартовые», гарантийные и венчур­ные фонды, учреждаемые с участием государства, способные обес­печить инвестиции, необходимые для развития высокотехнологич­ного инновационного бизнеса.

В этих целях возможно использование уже отработанного на практике механизма осуществления поддержки малых инновационных предприятий с участием Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Целесообразно рассмотреть вопрос и представить предложения в Правительство Российской Федерации об увеличении финансиро­вания Фонда начиная с 2005 года с 1,5 до 2% от объема средств по разделу федерального бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу», а также рассмотреть вопрос об изменении структуры финансовых расходов Фонда, обеспечения преимущественного предоставления поддержки проек­там, находящимся на самой начальной, так называемой «посевной», наиболее рискованной стадии развития. Это позволяет существенно расширить в перспективе базу предложений для венчурного финан­сирования, инвестиционных проектов, кредитования коммерчески­ми банками.

Кроме того, до 10% бюджета Фонда предлагается направлять на обеспечение финансирования сферы услуг для малого инновацион­ного предпринимательства. Участие Фонда в разрабатываемой схе­ме предоставления государственных гарантий может включать вы­явление инновационных проектов для кредитования, софинансирование их отдельных компонентов и мониторинг.

Для обеспечения возможности осуществления венчурного инве­стирования и прямого инвестирования в капиталы наукоемких и высокотехнологичных компаний через Российский фонд техноло­гического развития следует рассмотреть вопрос и представить пред­ложения по изменению его организационно-правового статуса и внесению соответствующих изменений в постановление Правитель­ства Российской Федерации «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов ис­полнительной власти и коммерческих организаций для финансиро­вания научных исследований и экспериментальных разработок» от 13 октября 1999 года № 1156.

Представляется целесообразным организовывать в рамках ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направле­ниям развития науки и техники (2002—2006 гг.)» специализиро­ванные конкурсы для малых инновационных предприятий по на­правлениям, в развитии которых они имеют значительные успехи и объективно могут играть существенную роль в обеспечении техно­логической безопасности и стратегических национальных приори­тетов Российской Федерации.

Одной из актуальных задач является создание условий, при ко­торых действующие инновационные структуры могли бы решать задачи регионального и федерального уровней по выпуску и реали­зации наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Ее решение возможно путем создания инновационно-промышленных комплек­сов, которые являются логическим продолжением уже существую­щих структур поддержки малого инновационного предпринима­тельства, стимулирования участия российских промышленных ком­паний в международных выставках и мероприятиях в сфере высо­ких технологий, обеспечения государственного патронажа россий­ского участия.

В целом развитие объектов инфраструктуры в среднесрочной перспективе должно быть направлено на решение следующих задач:

  1. практическое завершение создания целостной системы ин­фраструктуры поддержки малого предпринимательства на всех уровнях с учетом их приоритетного развития на муниципальном уровне
  2. информационное обеспечение субъектов малого предприни­мательства на основе использования возможностей и координации действий всех информационных сетей, специализирующихся на сборе, накоплении и обработке соответствующей информации
  3. обеспечение консалтингового сопровождения инвестицион­ных и инновационных проектов от их разработки до реализации
  4. унификацию системы подготовки кадров для малого пред­принимательства всех категорий: предпринимателей, служащих и преподавателей

Процесс формирования инфраструктуры поддержки российских малых предприятий подошел к черте, за которой невозможен даль­нейший прогресс без устранения «узких» мест, преодоления нега­тивных моментов, реализации накопленного позитивного опыта и выхода на качественно новый уровень развития. Это связано с тем, что, несмотря на все проблемы «стартового периода», само малое предпринимательство уже не то, каким оно было в самом начале 1990-х годов, и ныне для своего роста нуждается в качественно иных ресурсах развития и инструментах поддержки, чем те, кото­рые предлагались ему 10 и даже 5 лет назад.

Новые подходы, сообразные времени и потребностям малого и среднего предпринимательства, требуют прежде всего четкого раз­граничения полномочий и вертикального взаимодействия соответст­вующих структур федерального, регионального и местного уровней.

Соответствующие инфраструктуры — действующие или вновь образованные — должны закрыть ниши, отвечающие наиболее про­грессивным направлениям развития малого и среднего бизнеса.

Comments are closed .