Рубрика: Маркетинг

Функции рекламного менеджмента

Функции менеджмента раскрывают сущность и содержание процесса управления. Функция управ­ления представляет собой совокупность действий и операций, имеющих одну общую цель, однородность содержания и относительную обособленность друг от друга.

В рекламном менеджменте можно выделить две группы функций:

  • общие
  • специфические

Общие, или универсальные, функции определяются содер­жанием управленческой деятельности и не зависят от специфики ее объекта. Универсальные функции включают планирование, организацию, координа­цию, контроль, стимулирование (мотивацию).

Вторая категория функций рекламного менедж­мента базируется на особенностях объекта управле­ния, т.е. самой рекламы или рекламной кампании. Эти функции называются специфическими. К ним относятся такие, как экономическая, информаци­онная, коммуникативная, функция стимулирования сбыта, функция регулирования сбыта, таргетивная.

Предметом анализа в данном параграфе работы является первая группа управленческих функций с учётом особенностей рекламной деятельности.

Последовательность реализации общих функций рекламного менеджмента — планирования, органи­зации, координации, контроля и мотивации — пред­ставлена на рисунке. Как можно видеть, функция сти­мулирования (мотивации), расположенная в центре схемы, связана со всеми другими функциями.
Функциональная структура рекламного менеджмента

Рис. Функциональная структура рекламного менеджмента

Функция планирования является первой в це­почке процесса управления рекламной кампанией и осуществляется менеджерами нескольких управ­ленческих уровней фирмы-производителя (рекламо­дателя) и частично рекламным агентством, полу­чившим заказ на рекламу. Планирование предпо­лагает определение целей рекламной деятельности, т.е. что нужно делать, а также выявление путей и средств достижения этих целей. Таким образом, планирование в рекламном бизнесе выходит за рам­ки прагматической функции составления плана рек­ламной кампании. Оно рассматривается более ши­роко — как управление, посредством которого ру­ководство фирмы обеспечивает единое направление и содержание деятельности всех участников рек­ламной кампании.

Планирование включает несколько направлений и состоит из нескольких стадий.

Поскольку рекламное планирование осуществ­ляется в рамках маркетинговой деятельности фир­мы, существенно важным для разработки плана рекламной кампании является предварительный анализ рынка и его основных составляющих. Сюда входят данные по продажам товаров фирмы, ее по­ложения на рынке, сведения о конкурентах и по­требителях. На стадии планирования рекламной деятельности фирмы важны не просто показатели маркетинговых исследований на конкретный пери­од времени, а планирование их на перспективу, т.е. необходимо знать маркетинговые цели и задачи организации. Например, руководство фирмы имеет данные о товарообороте за прошлый год. Затем на основе их оценки определяется маркетинговая за­дача на перспективу: увеличить или сохранить в прежнем объёме товарооборот. Например, фирма имеет свою нишу на рынке товаров массового спро­са. Маркетинговая задача (цель) на последующий период может быть определена как расширение этой ниши. В другом случае будет поставлена иная мар­кетинговая цель: сократить объем по продажам товаров широкого потребления и выйти на рынок с новым видом товаров, рассчитанных на индивиду­ального потребителя. К маркетинговой деятельнос­ти фирмы может быть отнесена и задача расшире­ния продаж товаров за счет нового контингента покупателей и т.д.

Во всех перечисленных аспектах реклама выс­тупает как важнейшее средство решения маркетин­говых задач, выполняя свою главную специфичес­кую функцию — способствовать продвижению и сбыту товаров.

Планирование в рекламном менеджменте имеет несколько этапов:

  • определение целей (задач) рек­ламы
  • определение рыночного сегмента
  • выбор ос­новной темы рекламы
  • выбор средства (канала) раз­мещения
  • разработка рекламного бюджета

Этап 1. Определение целей. На первой стадии руководство фирмы, отвечающее за реклам­ную деятельность, определяет, что должна сделать реклама для организации. Например, анализируя маркетинговые показатели, руководство фирмы при­ходит к выводу, что ее товар и его положительные качества недостаточно правильно оцениваются на рынке. Таким образом, осознается необходимость в усилении рекламирования этого товара.

Вторая стадия процесса определения рекламной цели — это рассмотрение вопроса о том, какую рек­ламу следует давать, т.е. какие изменения нужно внести в рекламную кампанию фирмы, чтобы по­требитель смог более правильно, в пользу фирмы оценить ее товар. Иными словами, какими реклам­ными способами и действиями можно выполнить маркетинговую задачу фирмы — добиться увеличе­ния продаж товара. Определяется главная цель рек­ламы или всей рекламной кампании. В данном слу­чае эту цель можно охарактеризовать в плане имид­жевой рекламы как цель привлечь внимание по­требителей к товару, заставить их поверить ее со­держанию (сообщению об отличных качествах то­вара), тем самым сменить их первоначальное, не совсем удовлетворявшее фирму мнение об этом то­варе.

Этап 2. Определение рыночного сегмента. При планировании рекламной кампании должен быть четко определен тот контингент потенциальных покупателей товара, на который фирма рассчиты­вает или который требуется завоевать. Анализ по­купательской аудитории может быть проведен по двум направлениям.

Вначале выделяется рыночный сегмент, т.е. наи­более распространенные категории покупателей то­вара фирмы. Анализируются количественные по­казатели потребностей этой группы людей в това­рах, в том числе в товарах данной фирмы.

Второе направление — более подробный анализ покупательной способности и потребностей выделен­ного сегмента потребителей. Это анализ уже инди­видуальных особенностей потребителей внутри сег­мента. Важной его стороной является рассмотрение рыночного сегмента с позиций выделения разных групп: возможных (потенциальных) покупателей, новых, постоянных и др. Выяснение того, какие потребности этих групп могут быть удовлетворены при покупке ими товара фирмы, является ключом к разработке эффективной рекламы этого товара.

Этап 3. Выбор основной темы рекламы. Эф­фективность рекламы зависит от того, насколько ясно и четко она доносит до потребителя сведения о высоких потребительских свойствах рекламируе­мого товара. Тема рекламы, таким образом, долж­на быть представлена в двух аспектах: она должна быть привлекательной для потребителя и хорошо им понимаемой. Первый аспект достигается за счет эффективного заглавия, слогана и др. Второй ас­пект определяется размером рекламы: реклама в целом должна быть короткой, однако такого объе­ма (или длины), чтобы содержать главные сведе­ния о товаре.

Этап 4. Выбор средства (канала) распростра­нения рекламы. Этот этап очень важен в планиро­вании рекламной кампании, поскольку разнообраз­ные СМИ по существу требуют различных видов рекламных материалов. И прежде чем приступить к стадии организации (разработки) рекламы, менед­жерам, занимаюхцимся вопросами рекламы на пред­приятии или в рекламном агентстве, необходимо оп­ределить, в каких средствах массовой информации будут помещаться рекламы фирмы-производителя.

В основе подхода к выбору СМИ должен лежать анализ рекламным менеджером (коллективом ме­неджеров) тех возможных каналов, через которые ему наиболее проще и быстрее достичь внимания целевой аудитории потребителей. Менеджер рабо­тает в этом случае от обратного — от потребителя: постоянного, потенциального, нового покупателя товара фирмы. Он сопоставляет потребительские характеристики целевой аудитории с возможностя­ми воздействия на таковые с помощью избираемого (избираемых) СМИ. Выбор средства размещения рекламы зависит также от целей рекламного ме­неджмента фирмы и содержания рекламных обра­щений к потребителю.

Наиболее эффективное средство рекламирования определяется следующими факторами:

  • наибольший охват потребительской аудитории
  • донесение сообщения до руководящих работни­ков различных организаций
  • разумные затраты на размещение рекламы

Шансы сделать правильный выбор существенно повышаются, если рекламодатель ещё раз тщатель­но изучит данные маркетинговых показателей фир­мы. Так, сведения о сегмейте покупателей, с точки зрения демографии, социального положения, обра­за жизни, особенностей культурологического харак­тера, позволяют выбрать СМИ, наиболее полно от­вечающие характеристикам целевого рынка. Это будут те средства, которыми в большей мере, чем другими, пользуются люди, принадлежащие к ка­тегории потенциальных и реальных покупателей товаров фирмы. Обычно эти же средства имеют минимальное распространение среди лиц, не явля­ющихся потенциальными покупателями. Например, журналы рассматриваются как средство размеще­ния рекламы, охватывающее важный сегмент по­купательской аудитории.

Правильный подход состоит в том, чтобы давать рекламу в таких СМИ, которые читает или слушает большинство потенциальных покупателей. Так, для фирм, работающих на местных, региональных рын­ках, наиболее целесообразным будет использование местных средств. Фирмы-рекламодатели, работаю­щие на общенациональном рынке, выбирают соот­ветственно общенациональные средства, наилучшим образом охватывающие географические зоны про­дажи их товаров. В качестве дополнительных средств распространения рекламы могут быть ис­пользованы и, местные печать, радио, телевидение.

Цель и тема рекламных сообщений также в зна­чительной степени влияют на выбор канала рекла­мирования. Сообщение о появлении нового товара обычно требует создания эффекта крайней значи­мости и полезности этого товара и даже актуально­сти его покупки. Такой эффект достигается рекла­мой по телевидению и в газетах.

При выборе средств размещения рекламы важ­но также учитывать временные факторы работы различных СМИ. Например, размещать рекламу можно в соответствии со временем продаж товара и с повседневными привычками покупателей.

Телевидение и радио, работая по временному принципу, собирают в разное время суток разную аудиторию по составу и размеру. Этот фактор дол­жен учитывать рекламодатель. Выбирая время пе­редачи, например, своего рекламного сообщения, он по существу выбирает свою целевую аудиторию и в том количестве, которое ему наиболее выгодно.

Существует еще один вид критерия выбора эф­фективного средства распространения рекламы — это чисто количественный критерий, выражающий­ся в стоимости рекламы на одного или тысячу по­требителей. Такой количественный анализ не пред­ставляет особой трудности для специалиста и вы­полняется на основе данных о стоимости средства для рекламы и охвате читательской аудитории. Этот критерий количественного анализа может быть дополнен ещё одним — под­счётом необходимого числа повторяемости рекла­мы для охрата нужного количества потребителей.

Оба количественных критерия позволяют рек­ламодателю выбрать при прочих равных условиях более дешевое средство размещения его рекламы.

Этап 5. Планирование рекламного бюджета. Это одна из наиболее трудных проблем. Стоимость помещения рекламы в средствах массовой инфор­мации бывает весьма значительной. Например, в начале 90-х годов одноразовый показ типичного рек­ламного ролика по телевидению обходился амери­канским рекламодателям в сумму от 25 до 100 тыс. долларов. Стоимость размещения рекламных мате­риалов постепенно увеличивается во всем мире. За последние 10 лет она возросла значительно — в два-три раза.

В то же время следует сказать, что в общей сис­теме расходов фирмы на производство и продажу товаров расходы на рекламу не выглядят такими значительными. Более того, высокие расходы на рекламу на деле оказываются не такими больши­ми, если учесть, сколько прибыли может принести эффективная реклама и сколько потенциальных покупателей она охватывает. Так, размещение рек­ламы на канале телевидения обходится менее чем в 1 цент на одного человека или одну семью.

В среднем промышленные предприятия тратят не более 1 % от продаж на рекламу. Хотя большие корпорации, хорошо понимая выгоду от эффектив­ного рекламирования, тратят более значительные суммы на большие и малые рекламные кампании. Рекламный бюджет многих из них достигает 5 — 10 % от продаж, а в парфюмерной промышленнос­ти доходит до 20 — 30 %.

Существует несколько методов планирования рекламного бюджета. Они связаны с двумя подхо­дами:

  1. бюджет планируется исходя из анализа эф­фективности рекламной деятельности фирмы
  2. бюджет планируется без учёта анализа рен­табельности рекламных акций

Первый подход очень сложный и под силу толь­ко специалистам рекламного дела, имеющим очень высокую профессиональную подготовку и штат ра­ботников, способных провести не только тщатель­ное исследование показателей прошлых реклам­ных кампаний, но и сделать адекватные прогнозы на будущее. Конкретные цифры затрат на рекламу планируются исходя из прибыльности, которую она может принести. Данный метод требует использо­вания специально разработанных методик опреде­ления прибыльности на разных этапах рекламной кампании и позволяет дополнительно выявить, на каком этапе реклама товара является наиболее эф­фективной, а на каких этапах затраты на нее мож­но уменьшить. Так, один из известных исследова­телей рекламного бизнеса К. С. Палда провёл спе­циальный анализ возможностей разработки эффек­тивного (необходимого) рекламного бюджета для корпорации, занимающейся изготовлением и про­дажей патентованных медицинских препаратов. В ходе исследования выяснилось, что один доллар, потраченный на рекламу, даёт только 0,5 доллара дополнительных продаж, если рекламная кампания длится короткое время; однако прибыльность от одного доллара затрат на рекламу в долгосрочной кампании достигает 1,63 доллара. Таким образом, благодаря показателям исследования Палды и его сотрудников руководство фирмы не только опреде­лило ассигнования на рекламу, но и без колебаний избрало стратегию мощной рекламной кампании.

В большинстве случаев, однако, рекламный бюд­жет организаций рассчитывается методами, не свя­занными напрямую с его рентабельностью. Наибо­лее известные из них следующие:

  • метод процента
  • метод возможностей
  • паритетный метод
  • метод целей и задач

Метод процента. Это наиболее традиционный и самый легкий способ планирования бюджета на рекламу. Выделяется определенный процент от про­даж за прошлый год. В этом случае ассигнования на рекламную деятельность возрастают, если про­дажи товаров были высоки, и, наоборот, снижают­ся с уменьшением продаж. В последнее время мно­гие фирмы используют этот метод, но относительно не прошлых продаж, а предполагаемых на будущий год.

Метод возможностей. Суть его заключается в том, что фирма лимитирует свой рекламный бюд­жет суммой, которую она может истратить на рек­ламу. На практике такое планирование рекламного бюджета осуществляется по своего рода «остаточ­ному» принципу: вначале выделяются ассигнова­ния на все производственные, управленческие и другие виды деятельности, а оставшиеся средства могут быть использованы в рекламном бизнесе фир­мы. При таком подходе совсем не гарантируется правильный выбор необходимой суммы ассигнова­ний на рекламу. Как правило, эта сумма будет зна­чительно ниже требуемой, а в отдельных случаях (если компания очень богатая) и превышать тако­вую. Планирование бюджета этим методом строит­ся на предположении его минимальной достаточно­сти.

Паритетный метод. Это метод планирования рек­ламного бюджета, который осуществляется с уче­том деятельности конкурентов. Многие руководи­тели организаций понимают, что, для того чтобы сохранить за собой рыночную нишу, они должны тратить на рекламу по меньшей мере столько средств, сколько тратят их конкуренты. Задача ме­неджера-маркетолога в этом случае состоит в том, чтобы найти сведения о затратах конкурентов на их марочные товары. Такая информация в целом доступна, поскольку известны расценки на главные средства распространения рекламных материалов.

Метод целей и задач. Фирмы, использующие этот метод в разработке рекламного бюджета, на­чинают с определения специфических целей буду­щей рекламной кампании. Например, компания «Техасгалф» до начала своей рекламной кампании имела рыночную долю около 5 % и солидных поку­пателей (шесть организаций) производимого ею про­дукта — фосфорной кислоты. Была поставлена цель рекламы — за короткий промежуток рекламирова­ния увеличить число потребителей, знающих о фир­ме и ее товаре, на 10 %. Рекламная кампания была рассчитана на рекламирование фосфорной кислоты как очень «чистого и зеленого» продукта.

В соответствии с этим была выделена определен­ная сумма денег на проведение рекламных мероп­риятий. Оказалось, что разработчики бюджета не ошиблись. Реклама полностью окупила затраты и принесла значительную прибыль, поскольку постав­ленная цель была не только достигнута, но ее ре­зультаты оказались выше — 20 % увеличения чис­ла потенциальных и реальных покупателей.

Функции организации и координации. В рек­ламном менеджменте эти две функции действуют одновременно, поскольку создание рекламы или рек­ламной кампании — сложный процесс, в который вовлечены сразу несколько субъектов и объектов управления: рекламодатель, рекламное агентство, средства распространения рекламы, а также в ряде случаев значительный контингент дилеров и посред­ников маркетинговой системы фирмы — произво­дителя товаров. Соответственно на всех этапах та­кого процесса наряду с организационными действи­ями и операциями будут иметь место и элементы координации или корректирования взаимодействия всех его участников.

Можно выделить два аспекта в организационной (в том числе и координационной) функции в реклам­ном менеджменте. Первый, или узкий, аспект — это управление созданием рекламных материалов. Вто­рой, более широкий аспект — управление организа­цией и проведением рекламной кампании, включаю­щей помимо разработанных реклам вопросы средств их размещения, координации различных видов рек­ламирования в общей системе, их количества, объе­ма, а также координации действий по достижению главной цели всего рекламного процесса.

На этапе планирования рекламы руководство фирмы определило ее основные цели и главную тему. Цели должны быть достигнуты, а тема сообщения должна дойти до потребителя, если будет создана эффективная реклама. Таким образом, на этапе орга­низации в рекламную деятельность вовлекаются две категории сотрудников: менеджеры и творческие работники, которым предстоит разработать текст и оформление рекламы. Главная роль, конечно, при­надлежит последним, хотя профессионалы-менедже­ры необходимы для координации и управления их деятельностью, а часто и в качестве консультантов по организационным и даже творческим вопросам.

Эффективность рекламы зависит от большого числа факторов, которые можно объединить в не­сколько обобщенных групп:

  • текст рекламы, его содержательные характерис­тики, иллюстративные элементы
  • художественное оформление текста рекламы: шрифт, графические элементы, использование цве­тов и красок
  • технология изготовления рекламы: эскиз, макет, оригинал объявления
  • особенности рекламного объявления в зависимо­сти от средств размещения

Первую группу факторов в цепочке организаци­онной функции рекламного менеджмента можно схе­матически представить как структуру «текст реклам­ного сообщения и его составляющие».
Структура текста рекламы
Рис. Структура текста рекламы

Содержание рекламного сообщения. Исследо­вания показывают, что к созданию рекламных тек­стов должен быть применен особый подход. Он зак­лючается в рассмотрении и выборе наиболее эффек­тивной формы рекламного сообщения, часто в не­обходимости на стадии создания рекламы переком­поновки содержательных элементов этого сообщения, а также в профессиональном умении выделять его отдельные аргументы и наиболее важные сторо­ны.

В теории и практике рекламного бизнеса суще­ствует много подходов к анализу и классификации рекламных текстов.

По предмету сообщения тексты можно разделить, например, на тексты рубричной рекламы, изобра­зительной рекламы, тексты для рекламы рознич­ной торговли и общие тексты, требующие прямого или опосредованного действия.

По характеру сообщения и восприятия рекла­мы потребителем рекламные тексты можно разде­лить на аргументированные, эмоциональные, тек­сты-новости, тексты-заявления, художественно-об­разные тексты, личные обращения и сюжетные по­вествования.

В последнее время широкое распространение среди творческих работников рекламы получил под­ход к осознанию содержания текста, исходя из того, удовлетворение каких потребностей покупателя дол­жен вызвать рекламируемый товар. Удовлетворе­ние, которое покупатель получает от приобретения товара, может носить рациональный или эмоцио­нальный (чувственный) характер или может быть более высокого уровня — удовлетворение, связанное с общественным статусом и самооценкой (само­любием). Такой подход к разработке рекламных ма­териалов дает их авторам очень широкие возмож­ности для деятельности.

Можно назвать еще один распространенный под­ход к организации рекламного текста — подбор текстового обращения на основе его желательнос­ти, исключительности и правдоподобности. Эффек­тивный рекламный текст должен содержать все пе­речисленные качества: быть нужным и интересным для потребителя, заинтересовать его чем-то особен­но привлекательным и не обманывать потребителя.

Заголовок и подзаголовки. Заголовок — стер­жень рекламного сообщения и наиболее броский его элемент. Он должен быть кратким, ясным по смыс­лу. Цель заголовка — направить внимание потен­циального потребителя на увиденную им рекламу. Если реклама большая, она может содержать под­заголовки. Человек, прочитавший заголовок и под­заголовки, может рассматриваться уже как потен­циальный покупатель рекламируемого товара.

Рекламный слоган (лозунг). Почти во всех рек­ламах товаров массового потребления по телевиде­нию можно услышать слоган фирмы, выпускающей данные товары. Он звучит по радио и присутствует в рекламах в печатных средствах. Это очень важ­ный элемент текста, и его значение в рекламном деле можно рассматривать на уровне удачного изоб­ретения. Такой слоган становится паролем, отли­чительным знаком фирмы или ее товаров.

Так, компания «Проктер энд Гэмбл» сопровож­дает рекламу своих товаров девизом «Качество, ко­торому можно доверять». Корпорация «Сименс» избрала своим слоганом фразу «Потому что я люб­лю». Фирма «Шелл» рекламирует свои товары, обе­щая: «С нами сбываются все мечты». Такой лозунг особенно хорошо запоминается, если звучит в теле­роликах.

Логотип в рекламе. Логотип — это торговый знак фирмы. Он может быть графическим или сло­весным. В ряде случаев используются оба элемен­та. Как правило, логотип, так же как и слоган, при­сутствует в рекламе. Он выполняет чаще всего раз­личительную функцию, т.е. служит знаком, отли­чающим одну фирму от другой. Под логотипом мо­жет пониматься, например, символ (стилизованный рисунок), бросающийся в глаза, удачно выполнен­ный, понятный и краткий. Пример такого логоти­па — ранее упоминавшийся логотип компании «Проктер энд Гэмбл», выполненный в виде чекан­ной монеты.

Логотипы могут (но необязательно) отражать особенности производимых фирмой товаров. Так, во всем мире известен логотип корпорации «Мерседес» в виде графического изображения руля. Изображе­ние яблока как логотип компании «Эппл» (Apple) хотя и не передает особенностей вычислительной техники, но отражает название известного произ­водителя ЭВМ (Apple — в переводе с английского языка означает яблоко).

Иллюстрации в тексте рекламы. На стадии со­здания рекламы творческий коллектив, принимаю­щий в нем участие, расширяется. К текстовикам присоединяются художники, графики, профессио­налы-фотографы.

Фотографии и рисунки часто используются в печатной рекламе, особенно в журнальных издани­ях. Они в этом случае должны быть очень броски­ми, чтобы привлечь внимание читателя. Этот эф­фект достигается, если фотографии или рисунки не прямолинейны, а показывают действия или людей в каком-нибудь художественном ракурсе (неординарность ситуации). Вопрос о том, что эффективнее — фотография или рисунок, обычно решается в пользу первой. Фотография в рекламе выглядит нагляднее, чем рисунок. Однако мно­гие специалисты художественного дизайна рек­ламы в ряде случаев предпочитают рисунок. Ког­да, например, стоит задача создать особое настрое­ние у читателей или зрителей, незаменим стиль­ный рисунок, выполненный в соответствующем тоне. Если реклама рассчитана на молодого интеллектуа­ла, наиболее подходящим будет абстрактный рису­нок.

Подписи под иллюстрациями. Исследования по­казали, что подписи и комментарии под рисунка­ми, фотографиями привлекают читателя не мень­ше, чем сами иллюстрации, а в ряде случаев и боль­ше, если рисунки не очень понятны. Эту особен­ность восприятия рекламного текста потребителем важно использовать, давая комментарии не просто как пояснения к иллюстрациям, а включив в них часть основной или дополнительную к основной информацию.

Язык и стиль рекламного сообщения. Это важнейшие средства создания эффективной рекламы. У специалистов, разрабатывающих рекламные об­ращения, имеется целый набор правил относитель­но стиля и языковых средств. Например, слова в рекламе должны создавать ощущение активности, не следует употреблять страдательный залог, вмес­то слов «предлагаем», «доступны» необходимо дать рекомендации типа «проверьте», «возьмите», «убе­дитесь сами» и т.д. Рекламный текст должен быть обращен к одному человеку или группе единомыш­ленников.

В рекламе допустимо чувство юмора, но не сто­ит злоупотреблять элементами сатиры и иронии, поскольку направленные против конкурентов, они могут обернуться против самого рекламодателя. В стиле рекламного сообщения должно быть чувство меры. Осторожно следует относиться к использова­нию в рекламе грубых выражений или негативного подхода.

Художественное оформление текста. На орга­низационном этапе разработки рекламы важную роль играют факторы ее художественного оформле­ния: выбор цветов и красок, графических рисунков и, конечно, шрифта.

Основное правило выбора шрифта для рекламы — его соответствие теме рекламного сообщения. Так, тяжелый, рубленый шрифт целесообразно исполь­зовать там, где рекламируются большие изделия — особенно машины, станки и другие — как товары производственного назначения. В рекламах многих товаров, например парфюмерии, украшений, при­меним легкий витиеватый шрифт. Однако послед­ний будет совсем неуместен в рекламе изделий тя­желой промышленности.

Второе правило использования разных шрифтов в тексте — это умеренность. Большое их разнообра­зие или обилие прописных букв, подчеркиваний затрудняют восприятие сообщения.

Тема выбора цвета для рекламы не менее акту­альна, чем составление хорошего содержания. Цвет играет важную роль в рекламных проспект.ах, рек­ламах, помещаемых в журналах, и, конечно, теле­рекламах. Его функции не ограничиваются только украшательством. Цвет и краски в рекламе много­функциональны. Они делают рекламу яркой, при­влекательной, способствуют созданию определенного настроения и, наконец, несут чисто смысловую на­грузку. Художники-оформители рекламы должны хорошо знать психологию восприятия цветов раз­ными категориями людей, чтобы создать эффектив­ную рекламу. В противном случае реклама может превратиться в антирекламу.

Эскиз, макет, оригинал рекламного сообщения. Учет всех трех названных элементов можно также отнести к организационной функции в управлении рекламой. Как правило, текстовики и художники разрабатывают несколько эскизов рекламы, реали­зующих тему и идею рекламного сообщения.

Художник-график делает несколько рисунков, фотограф снимает объект в разных ракурсах. Затем выбираются наиболее приемлемые варианты и на­чинается работа непосредственно над оригиналом. Если реклама проста по содержанию и оформлению, дизайнеры готовят оригинал сразу. Если реклама сложная, разрабатывается несколько эскизов. Ма­кет для газетного объявления не обязателен, но для журнала необходим.

Организационный этап создания рекламы завер­шается ее опубликованием в печатных изданиях или показом в виде роликов, клипов, сообщений по те­левидению, а также устных объявлений по радио.

Функции организации и координации в менед­жменте рекламной кампании фирмы — произво­дителя товаров. Выше была рассмотрена роль на­званных функций в узком аспекте рекламной дея­тельности — создании рекламных материалов. Сле­дует сказать, что обе эти функции играют еще бо­лее заметную роль в управлении рекламным бизне­сом, а именно процессом проведения рекламной кам­пании. От. того, как удается организовать и скоор­динировать взаимодействие сразу нескольких раз­личных средств, форм, приемов рекламирования на протяжении определенного времени, зависит, несом­ненно, эффективность достижения поставленных рекламных целей.

Управление на стадии организации и проведе­ния рекламной кампании носит сложный характер уже из-за большого числа ее участников, выступа­ющих в роли субъектов или объектов управления.

В рекламном менеджменте различают три мето­да управления рекламной кампанией: централизо­ванный, децентрализованный и смешанный.

При централизованном методе управления орга­низация всей рекламной кампании поручается рек­ламодателем рекламному агентству, последний ста­новится центром управления. Его сотрудники уча­ствуют в разработке стратегии рекламодателя и пол­ностью берут на себя разработку и решение такти­ческих и творческих задач рекламной кампании. Такое рекламное агентство имеет филиалы, кото­рые на местах реализуют его разработки. Рекламо­датель в организации рекламной кампании играет своего рода «законодательную» роль: он утвержда­ет решения рекламного агентства. В ряде случаев эта роль дополняется небольшими координацион­ными, точнее, корректирующими действиями с его стороны.

При децентрализованном методе управления рекламной кампанией решения принимаются авто­номно рекламными агентствами в местах проведе­ния рекламной кампании.

Третий вид управления — смешанный. Органи­зация рекламной кампании при таком виде управ­ления имеет две особенности: рекламные агентства на местах разрабатывают и осуществляют соответ­ствующие элементы рекламной кампании, но с пред­варительным согласованием с центральным реклам­ным агентством.

Все три метода используются в практике прове­дения рекламных кампаний больших производствен­ных фирм и корпораций.

К преимуществам централизованного метода управления рекламной кампанией можно отнести следующие:

  • возможность создания рекламных материалов на достаточно высоком профессиональном уровне
  • унифицированность и однотипность визуально­го и текстового представления рекламы
  • обеспечение скоординированности рекламирова­ния в разных местах

Однако здесь может проявиться один существен­ный недостаток: унификация рекламных материа­лов не позволяет учесть все особенности потреби­тельских рынков на местах.

Метод децентрализации управления организаци­ей, рекламной кампании имеет иные особенности. Рекламным агентствам на местах дается свобода выбора и разработки рекламных материалов. В этом случае центральное агентство контролирует только уровень прибыли, а также окупаемость вложенных в рекламу средств. Преимуществом такого подхода к функции организации рекламирования является учет специфических характеристик существующих рынков в различных местах, а также быстрое реа­гирование на их изменения. Серьезным недостат­ком метода децентрализованного управления рек­ламной кампанией является большой расход денеж­ных средств на создание локальных разновиднос­тей рекламы и, возможно, потери в их качестве.

В современном рекламном менеджменте многих фирм и корпораций все чаще используется смешан­ный метод управления,- когда они поручают рек­ламному агентству, пользующемуся высокой репу­тацией, функции координатора рекламной кампа­нии.

Функция координации в рекламной кампании. Эффективная организация рекламной кампании по существу невозможна без одновременного коорди­национного процесса. На всем протяжении реклам­ной кампании ее участникам приходится коорди­нировать отдельные элементы по нескольким аспек­там — по времени, географии охвата, целям, по­ставленным задачам и способам их решения и т.д. Как и в организации рекламного процесса, функ­ция координации охватывает взаимоотношения между всеми участниками кампании: рекламодате­лем, агентствами в центре и на местах, коммерчес­кими агентами и дилерами, средствами распрост­ранения рекламы и потребителем как целевым зве­ном всей рекламной деятельности производствен­ной фирмы.

Функция контроля и оценки в рекламном ме­неджменте. Планирование, организация и коорди­нация — все эти три функции определяют процесс разработки и осуществления рекламной кампании. Однако не менее важная роль в этом процессе, как и в любом другом виде деятельности, должна при­надлежать функции контроля. Из-за специфики рекламного менеджмента целесообразно функцию контроля в нем рассматривать одновременно с дей­ствиями оценки эффективности рекламной кампа­нии. Эффективность — это тот фактор, на который рассчитывают фирмы-производители, строя свою рекламную кампанию, т.е. ради чего и существует реклама. Эффективность рекламной кампании оз­начает достижение поставленных маркетинговых и рекламных целей фирмы. И наконец, эффективность — это конкретный результат, который следует за выполнением любого действия, в том числе реклам­ной (одноразовой или многоразовой) акции.

Проблема контроля и измерения эффективности рекламы не нашла еще своего окончательного ре­шения. Первоначально вопрос ставился следующим образом: можно ли вообще и какими методами оце­нить эффективность в рекламном бизнесе? Много­численные исследования, проведенные на макро­уровне, в целом дали положительный ответ на по­ставленный вопрос. Эти исследования выявили те параметры, по которым можно дать оценку эффек­тивности рекламной кампании фирмы. К ним отно­сятся следующие:

  • реклама доходит до категории потенциальных покупателей, с которыми торговый персонал не может войти в непосредственный контакт
  • реклама позволяет снизить себестоимость про­дукции, расширяя возможность ее сбыта
  • реклама информирует людей о наличии опреде­ленных товаров, тем самым способствуя увеличе­нию продаж этих товаров
  • реклама увеличивает число потенциальных и реальных покупателей товара определенной мар­ки

Однако приведенные выше показатели эффектив­ности рекламы (рекламной кампании) не охватыва­ют всех вопросов анализируемой темы.

Можно выделить еще три глобальные проблемы при оценке эффективности рекламной деятельности:

  • что понимается под эффективностью, т.е. что измерять в конце (на протяжении) рекламной кам­пании
  • какими методами измерять
  • в какое время измерять (временные виды конт­роля)

Два подхода к оценке эффективности реклам­ной кампании. В теории и практике рекламного бизнеса едва ли можно назвать еще одну проблему, которая бы вызвала такие широкие споры и разно­чтения, как проблема оценки эффективности рек­ламного бизнеса.

В последнее время существуют два основопола­гающих подхода к этой проблеме. Часть менедже­ров считает, что такую оценку следует давать на основе коммуникативной функции рекламы как ее самой главной специфической функции в реклам­ном менеджменте. В таком случае измерение эф­фективности рекламы можно осуществить, оценив степень того влияния, которое оказала реклама на потребителя, рассмотрев качественную и количе­ственную стороны этого влияния.

При втором подходе менеджмента к оценке эф­фективности рекламной деятельности берется за ос­нову рассмотрение рекламы в первую очередь как инструмента маркетинговой деятельности фирмы. Главная цель рекламы в рамках маркетинга — про­давать товар. Естественно, эффективность реклам­ной кампании в этом случае будет измеряться на основе осуществленных после нее продаж товара, т.е. будет оцениваться ее экономический, или тор­говый, эффект.

В обоих подходах по существу нет противоречий потому, что реклама включает в себя оба назван­ных аспекта. Реклама прежде всего — инструмент коммуникации, но одновременно она является и частью деятельности маркетинга, поскольку способ­ствует получению фирмой прибыли от широких продаж товаров.

Таким образом, можно сказать, что в контроль эффективности рекламной акции или кампании могут быть включены оба элемента: коммуникатив­ная и экономическая эффективность. Но измеря­ются они различными методами.

№ п/п Объект оценки Методы измерения
1 Коммуникативная эффективность 1. Изучение отношения потребителей к товару

2. Тесты на запоминание

3. Психофизические методы

4. Метод обратной связи

2 Экономическая (торговая) эффективность 1. Прямое измерение

2. Экономический анализ

3. Метод контрольного эксперемента

Таблица

В таблице отражены оба аспекта определения рек­ламной эффективности и его методы.

Измерение коммуникативной эффективности рекламирования. Цель рекламы в данном случае — достичь внимания как можно большего (нужно­го) числа потребителей и вызвать у них желание купить рекламируемый товар. Проблема в том, что эти параметры нелегко измерить. Известны четыре наиболее распространенных метода их оценки.

Изучение отношения потребителей к товару. Этим методом исследуются различные факторы и виды восприятия потребителями рекламируемых товаров и соответствующие поведенческие действия покупателей. Психологические тесты и оценочные шкалы являются главными инструментами данно­го метода. В числе характеристик исследуются по­требительские предпочтения, оценка значимости товаров, ранжирование товаров в восприятии по­требителей, желание сделать покупки и т.д.

Тесты на запоминание. Методы изучения от­ношения потребителей к рекламируемым товарам отражают сформировавшееся мнение, потребите­лей.

Тесты на запоминание имеют другую цель. Ис­следователям важно узнать, сколько человек запом­нили рекламу, которую они увидели (услышали) только что, и что из ее сообщения запомнили, Ис­пользуются тесты, в том числе с подсказками. Тес­товая методика важна для определения степени донесения рекламой целевой информации до потре­бителей.

Психофизические методы. При использовании этих методов явственно проявляется контрольная функция рекламного менеджмента, потому что все показатели строго фиксируются приборами и могут быть четко рассчитаны с помощью соответствую­щих математических формул. Измерения осуществ­ляются с помощью приборов и представляют собой весьма сложный и дорогостоящий процесс.

Применяя психофизические методы в оценке эффективности рекламы, исследователи исходят из того, что физиологические показатели являются отражением психологических реакций человека на предъявляемый ему раздражитель (в данном слу­чае — показ рекламы). Приведем два примера ис­пользования техники в оценке эффективности воз­действия рекламы на испытуемых.

Тахитоскопический метод используется для из­мерения скорости реакции и восприятия реклам­ного сообщения испытуемыми. При этом данные показатели могут измеряться относительно отдель­ных компонентов рекламы: заглавия, иллюстрации, части текста. Часто этим методом исследуются на эффективность бренд-имиджи товаров или их лого­типы.

Реакция на стимул — показ или прослушива­ние рекламы — может быть измерена с помощью еще одного прибора — психогальванометра. Он ра­ботает по принципу детектора лжи. К ладони испы­туемого прикладываются два электрода. Как толь­ко начинается показ (прослушивание) рекламы, ла­донь человека начинает потеть, что сразу регистри­руется как разница в электрическом напряжении между двумя электродами на руке. Чем большее впечатление на испытуемого будет производить рек­лама, тем более высокий показатель напряженнос­ти будет на счетчике прибора.

Метод обратной связи. Многие промышленные фирмы используют этот метод в качестве основного при оценке эффективности их рекламных материа­лов. Например, в рекламе, отправленной по целе­вому адресу, клиенту может быть предложено ото­слать прилагаемый к ней купон обратно фирме с гарантией присылки ему дополнительных инфор­мационных материалов. По числу полученных об­ратно купонов рекламодатель может оценить эф­фективность первоначальной рекламы.

Измерение экономической (торговой) эффек­тивности рекламы. Сложность контроля торговой эффективности рекламной деятельности фирмы свя­зана с несколькими факторами:

  • трудно выявить прямую зависимость между сбы­том и предварительной рекламной кампанией
  • влияние рекламы на продажи товаров является только одним компонентом в целой системе факто­ров, определяющих успешность маркетинга фирмы. Поэтому трудно выделить и количественно подсчи­тать эффективность отдельного фактора из всей си­стемы
  • между рекламой и реальными продажами това­ра может объективно существовать необходимость во временном промежутке. Однако этот отсрочен­ный эффект может быть неправильно интерпрети­рован в экономической оценке рекламы

Существуют три распространенных метода изме­рения торговой эффективности рекламы.

Метод прямого измерения. В ряде случаев сбыт товаров осуществляется исключительно через рек­ламирование. Соответственно эффективность тако­го рекламирования может быть измерена прямо, количеством последовавших за ним продаж. Этот вид оценки возможен при использовании директ-мейл, а также при организации широкого инфор­мирования потребителей о товарах по телевиде­нию.

Эконометрические методы. Это целая система методов, с помощью которых можно:

  • отделить и измерить влияние рекламы на про­дажи товаров от других маркетинговых факторов
  • дать характеристику сравнительной эффектив­ности отдельных элементов рекламы или реклам­ной кампании
  • сравнить воздействие рекламы на сбыт товара в зависимости от средств ее распространения
  • рассмотреть возможность усовершенствования рекламной деятельности в будущем для достиже­ния соответствующих маркетинговых целей

Наиболее целесообразно в анализе экономичес­кой (торговой) эффективности рекламы исполь­зовать ординарные уравнения. Процессы, требу­ющие исследования сложных взаимозависимос­тей, могут быть оценены на основе системы та­ких уравнений.

Экспериментальные методы. Эти методы носят еще название полевого, или контрольного, экспе­римента.

Для фирмы, которая не может провести прямое исследование торговой эффективности своей реклам­ной кампании, метод контрольного эксперимента является наиболее надежным. Он относится к кате­гории опосредованных приемов анализа. Суть дан­ного метода заключается в организации специаль­ного торгового эксперимента, в котором перемен­ной величиной является реклама (ее виды, формы воздействия, средства распространения и т.д.). Экс­перимент проводится на ограниченном рынке. Раз­нообразные аспекты рекламы могут проверяться на их экономическую эффективность отдельно — для получения корректных данных.

Данный метод очень эффективен при его про­фессиональной организации. Однако он не исполь­зуется очень часто по нескольким причинам:

  • во-первых, дорогостоящий
  • во-вторых, поглощает мно­го времени, которого у работников фирмы просто может не оказаться
  • в-третьих, в период его прове­дения конкуренты могут много узнать об особенно­стях рекламной стратегии фирмы

Рассмотрев методы выявления и оценки комму­никативной и торговой эффективности рекламы (рекламной деятельности), мы по существу дали анализ содержания функции контроля в системе функ­ций рекламного менеджмента. Второй важный аспект этой функции — виды контроля в зависимости от времени его осуществления в процессе рекламной деятельности (рекламной кампании) фирмы.

Эффективность рекламы может быть измерена почти на любой стадии ее разработки и действия. В этой связи различают три вида контроля:

  • предва­рительный
  • контроль результатов
  • текущий конт­роль

Предварительный контроль осуществляется еще до разработки основной рекламы или рекламной кампании. Это могут быть тесты на ее отдельные компоненты. Например, часто телевизионный рек­ламный ролик поначалу показывается небольшой, специально подобранной аудитории в театре с це­лью выявления ее отношения к рекламе. Такая ауди­тория служит как бы моделью будущего рыночного сегмента фирмы. Разновидностью предварительно­го контроля является показ (прослушивание, поме­щение в журналах) отдельных фрагментов или чер­новых вариантов будущей рекламы.

Контроль результатов. Это контроль воздействия рекламы на потребителей. Здесь важны два момен­та:

  • видели ли потребители в действительности рек­ламу
  • помнят ли они что-нибудь о ней

Первый вид тестов получил название тестов на узнавание. Респондента просят указать, какую из нескольких представленных ему реклам он видел или слышал. Второй вид тестов рассчитан на выяв­ление, действительно ли этот человек видел (слы­шал) данную рекламу. Отношение числа людей, утверждающих, что они видели рекламу, к числу людей, которые действительно ее видели, является мерой измерения эффективности рекламы.

Текущий контроль. Текущий контроль осуще­ствляется в процессе проведения рекламной кампа­нии, когда потенциальный потребитель увидел рек­ламу. Например, телезрителям могут быть заданы вопросы о рекламе прямо в момент рекламной пе­редачи, читателям журналов или газет — также в момент или сразу после окончания чтения. Компа­нии, занимающиеся внешней рекламой, на стадии текущего контроля выявляют ее эффективность на основе подсчета, например, числа транспортных средств (машин и др.), проехавших мимо установ­ленных рекламных щитов. Такой подсчет служит основанием для прогнозов на целевую эффектив­ность рекламного средства.

Comments are closed .