Рубрика: Cельхозмаркетинг

Монополия

Монополия как структура рынка представляет собой полную противоположность идеальной конкуренции. Вместо множества мелких фирм определенного вида продукцию выпускает одна крупная фирма, которая полностью контролирует цены. Однако фирма не может установить астрономическую цену на продукцию только потому, что не встречает конкуренции, так как она в таком случае рискует остаться вообще без дохода. Фирма-монополист оценивает спрос на свой продукт и устанавливает цену на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.

Типичный пример монополии — компании, оказывающие коммунальные услуги, например электроснабжение. Каждая из них функционирует в «естественной» монополии, то есть в отрасли, где требуются крупные капиталовложения и дублирование сооружений нецелесообразно. Существование «естественных» монополий оправдывается тем, что они наилучшим образом удовлетворяют общественные интересы, однако они находятся под строгим контролем правительств.

В небольшом поселке фирма, реализующая сельскохозяйственную технику или удобрения, может быть единственным источником этой продукции для местного населения. Клиентам дешевле приобретать продукцию у этой фирмы, чем ехать за покупками в другой город, поскольку они экономят на транспортных расходах. Хотя ценовая политика фирмы направлена на обеспечение рентабельности предприятия, она обычно не завышает цены на продукцию и услуги, поскольку опасается появления конкурентов.

Монопольный рынок может иметь семеноводческая фирма, реализующая определенные сорта семян, или фирма по селекции чистопородного скота.

Существует несколько типичных признаков монополии:

  • на рынке действует только одна фирма, которая может влиять на цены, регулируя предложение
  • на рынке отсутствуют идентичные виды продукции
  • контролируя рынок сырья в своей отрасли, фирма-монополист не допускает появления новых производителей

В большинстве западных стран монополистические структуры запрещены законом. Исключение составляют отрасли национального значения, такие, как электроснабжение, связь и дорожная сеть. Строго говоря, и в этих отраслях монополия не абсолютна. Имеется, например, много частных компаний электроснабжения. Новые виды доставки корреспонденции конкурируют с почтовой системой. Частные дороги и мосты нарушают монополию в дорожной системе. Отсутствие конкуренции отрицательно сказывается на качестве продукции и услуг на монополистическом рынке, в том числе государственном.

Comments are closed .