Рубрика: Cельхозмаркетинг

Монополистическая конкуренция

Чистая конкуренция — это скорее теоретическая категория, нежели практическая реальность. Многие реальные рынки функционируют по законам монополистической конкуренции — структуры, в которой имеются множество покупателей и сравнительно большое число продавцов. Монополистическая конкуренция характеризуется меньшим числом продавцов, чем чистая конкуренция, тем не менее это число достаточно велико, чтобы гарантировать высококонкурентный рынок. Реализуемые продукты близки по значению, но каждый продавец стремится сделать свой продукт отличным от других, наделяя его особыми характеристиками (привлекающей внимание торговой маркой, необычной упаковкой) или сопровождая реализацию бесплатной доставкой, длительной гарантией. Стремясь сделать свою продукцию отличной от другой подобной, представленной на рынке, производитель получает возможность в некоторой степени контролировать рыночную цену на свой продукт. В этом смысле каждая фирма становится как бы небольшой монополией, правда с очень ограниченной властью.

В условиях монополистической конкуренции большое значение имеет реклама продукции. Свиной окорок, например, довольно однородный продукт. Различные его виды, выпускаемые фирмами, могут, однако, заметно отличаться друг от друга. Различие это может быть физическим, то есть зависеть от технологии переработки, а может определяться представлением покупателя о продукте. Например, окорока двух фирм могут иметь практически одинаковое качество, но если окорок фирмы. А эффективно рекламируется, у покупателей создается представление, что он обладает лучшими качествами, чем окорок фирмы Б. Спрос на окорок фирмы   А  увеличивается   по   мере   того,   как   информация   о его   достоинствах   доходит  до   покупателей.

Структуру монополистической конкуренции характеризует наличие большого числа мелких предприятий и фирм.

Монополистическая конкуренция

Вы зашли в книжный магазин, чтобы приобрести книгу, которую собираетесь почи­тать во время предстоящих каникул. На полках магазина вы находите мистический детектив Джона Грэшема, триллер Стивена Кинга, героический роман Даниеллы Стилл, автобиографию Денниса Родмана и множество учебников. Участником рынка какого типа вы становитесь, когда выбираете и приобретаете книгу?

На первый взгляд рынок книг представляется совершенно конкурентным. Просматривая книги на полках книжного магазина, вы находите произведения множества авторов, изданные самыми разными, соперничающими за ваше внимание издательствами. Покупателю приходится делать выбор из сотен конкурирующих литературных произведений. И поскольку возможность входа на рынок имеет каждый желающий, написавший и издавший книгу индивид, книжный бизнес не самый прибыльный. На каждого высоко оплачиваемого романиста приходятся сотни борющихся за место под солнцем писателей.

С другой стороны, рынок книг определенно монополизирован. Так как каждая книга уникальна, издатели имеют некоторую свободу в назначении цены. Продав­цы на этом рынке скорее назначают цену, а не принимают ее. И действительно, цена книг значительно превышает предельные издержки. Цена типичного романа в переплете, например, составляет приблизительно $ 25, в то время как стоимость печати одного дополнительного экземпляра книги — менее $ 5.

Рынок книг имеет некоторые черты и совершенной конкуренции и монополии. Такая рыночная структура называется монополистической конкуренцией и характеризуется следующими свойствами:

  • Большое количество продавцов. Множество фирм ориентированы на одну и ту же группу потребителей.
  • Дифференциация продукции. Каждая фирма производит продукцию, которая по крайней мере, немного отличается от конкурентной. Таким образом, явля­ясь скорее назначающей цену, каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса.
  • Свободный вход. Ограничения на входе и выходе с рынка отсутствуют. Таким образом, число фирм на рынке изменяется до тех пор, пока не установится нулевая экономическая прибыль.

Вы легко приведете длинный список примеров подобных рынков — рынок книг, компакт-дисков, кинорынок, рынок компьютерных игр, ресторанов, уроков игры на фортепьяно, пирожков, мебели и т. д.

Монополистическая конкуренция, подобно олигополии, — промежуточная между крайними случаями конкуренции и монополии рыночная структура. Но сама олигополия и монополистическая конкуренция совершенно отличны друг от дуга. Специфическая черта олигополии — функционирование на рынке нескольких продавцов. Ограниченное число поставщиков уменьшает вероятность жесткой конкуренции; стратегическое взаимодействие производителей имеет жизненно важное значение. Напротив, при монополистической конкуренции имеется множество продавцов, каждый из которых достаточно мал по сравнению с рынком. Специфика рынка монополистической конкуренции — предложение каждым поставщиком в чем-то отличающейся продукции.

Comments are closed .