Рубрика: Cельхозмаркетинг

Чистая конкуренция

Рыночная экономика основана на конкуренции между производителями товаров и услуг. В зависимости от ее уровня экономисты выделяют четыре различные структуры рынка:

Рыночные структуры могут иметь различный уровень конкуренции — от идеальной (чистая) до полного ее отсутствия (монополистическая).

Чистая (или идеальная) конкуренция — это такая рыночная ситуация, когда есть много покупателей и продавцов однородного продукта и при этом никто из них не в состоянии повлиять на его цену. Это определение содержит несколько важных положений. Во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынок одинаковый продукт, то есть покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной у разных продавцов. Подразумевается также, что все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о рынке, в том числе и о ценах, запрашиваемых продавцами за пшеницу. И наконец, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок.

В условиях чистой конкуренции продавец, который запросит за свою продукцию больше, чем другие, не сможет ничего продать, поскольку покупателям выгоднее будет приобрести продукт у его конкурентов. С другой стороны, продавец, решивший сбыть продукт по цене ниже текущей, быстро реализует его, однако потеряет часть дохода (прибыли), поскольку покупатели готовы заплатить больше. Таким образом, в условиях чистой конкуренции как покупатели, так и продавцы должны принять текущую цену.

Рассмотрим процесс маркетинга в условиях идеальной конкуренции на примере зерновой фермы. Если цена на пшеницу возрастает в результате увеличения спроса, фермер реагирует на это расширением посевов пшеницы в следующем году, стараясь таким образом увеличить прибыль. По этой же причине и другие фермеры также посеют больше пшеницы. Кроме того, ее начнут выращивать и те, кто раньше этим не занимался. В результате возрастает предложение пшеницы на рынке, что может привести к падению рыночной цены.

Предположим, это случилось. Тогда даже фермеры, не увеличившие объемы производства пшеницы, сталкиваются с рядом трудностей, возникших в результате расширения посевов этой культуры на многих других фермах. Каждый из них вынужден продавать пшеницу по более низкой цене, чем ожидал. В одиночку фермер не в состоянии предотвратить падение цен. Это и есть структура чистой конкуренции на рынке. Если фермер не имеет альтернативы в использовании своих ресурсов, он будет сталкиваться с проблемой падения цен каждый раз, когда заметно увеличиваются предложения на рынке.

Comments are closed .