Роль личности в кросс-культурном диалоге между Республикой Беларусь и Государством Израиль в условиях мировой глобализации

Одной из определяющих тенденций современного этапа развития международных отношений стало выдвижение на передний план вопросов, связанных с глобализацией, создающей угрозу национальной самобытности, культурно-цивилизационному многообразию мира, свободе личности.

В этой связи потребность развития кросс-культурного диалога между странами необходима как никогда. Диалог культур был и остается очень важным в развитии человечества. На протяжении веков и тысячелетий происходило взаимообогащение культур, из которых складывалась уникальная мозаика человеческой цивилизации [1]. Глобализация и глобальные проблемы современности способствуют кросс-культурному диалогу, но для взаимопонимания и построения диалога недостаточно одной доброй воли — необходима кросс-культурная грамотность (понимание культур других народов), которая включает в себя «осознание различий в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на культуру собственного сообщества глазами других народов» [2].

Кросс-культурный диалог необходим не только для познания других культур, но и для сближения государств. Этот диалог должен, прежде всего, выйти за рамки формального обмена. Приобретает важность он только в том случае, если налаженный диалог позволяет людям поддерживать дружеские отношения независимо от религиозных, культурных и этнических различий. Данный диалог предполагает учет точки зрения другого участника. Это не означает некритического принятия чужой позиции, а подразумевает необязательность видеть нечто враждебное в иной культуре, в ней можно видеть, что-то, что может помочь в решении неких общих проблем. В таком диалоге не только люди, но и культуры могут развивать собственную самоидентичность.

В условиях глобализации социальная философия нацелена на получение объективно-истинного знания об обществе и выступает специфической формой общественного сознания — ценностным отношением людей к переживаемой и осмысливаемой ими конкретной действительности своей жизнедеятельности.

Одной из причин, оказавшей значительное воздействие на процесс создания ценностей было гармоническое единство интересов выдающихся исторических личностей в различных сферах общественной жизни и интересов обычных, рядовых личностей, представляющих различные классы, нации и социальные группы [3, с. 204]. Историческая личность накладывает на общественные процессы, во главе которых она стоит, определенную «печать». Выдающаяся личность ускоряет ход развития событий. [3, с. 207].

Таким образом, ключевой особенностью развития кросс-культурного диалога между Беларусью и Израилем является феномен личности. Именно в этом понятии заложен фундамент культурных отношений между двумя странами.

Кросс-культурный диалог Республики Беларусь и Государства Израиль выстраивается на основе сформировавшихся двух тенденций.

Первая тенденция заключается в понимании того факта, что выходцы из Беларуси принимали активное участие в создании и развитии Государства Израиль. С момента основания современного Израиля, наши земляки занимали самые высокие государственные посты: президенты и премьер-министры, министры финансов, транспорта, сельского хозяйства, абсорбции и здравоохранения, десятки депутатов Кнессета, два начальника Генерального Штаба, основатели и лидеры ведущих политических партий, известные дипломаты, редакторы газет и руководители радиостанций [4]. Сегодня в Израиле ставят памятники выходцам из Беларуси (Хаим Вейцман), появляются бульвары и улицы, названные в их честь, (Элиэзер Бен Йегуда, Шимон Дубнов, Элиэзер Каплан, Хаим Ласков, Кадиш Луз, Мендл Усышкин, Залман Шазар). Именем Давида Ремеза (министра транспорта, образования, культуры) назван район Хайфы — Рамат-Ремез [5, с. 314].

На исторической родине, в Беларуси, побывали Шимон Перес и его старшая дочь Цвия Вальден, Ицхак Шамир, а также сын Ариэля Шарона Гилад Шарон [6].

Выходцы из Беларуси не творили историю. Как отмечал Л. Толстой: «Никто не может творить историю, а может лишь участвовать в ней» [7, с. 141].

Второй тенденцией в наших отношениях является ознакомление израильтян с белорусской культурой через призму знаменитых белорусских поэтов, художников, писателей. Ярким примером может послужить событие 29-го декабря 2015 г. в Ашдоде, где состоялась торжественная церемония открытия памятного знака классику белорусской литературы Янке Купале, организованная Посольством Беларуси в Израиле и муниципалитетом израильского города. Данное скульптурное увековечение памяти национального поэта стало вторым в дальнем зарубежье [8].

Таким образом, очевидно, что целенаправленное рассмотрение подходов к изучению двух культур не напрасно, поскольку у обеих стран есть много общего — белорусский и еврейский народы объединяет общая боль невосполнимых людских потерь в годы Второй мировой войны. В то время, когда в мире разгораются региональные конфликты, гибнут люди, уничтожаются памятники, происходят попытки переписать историю, Беларусь и Израиль сумели извлечь уроки из прошлого и научились ценить настоящее. Тем самым укрепив свои отношения в культурной сфере и сделав ставку на укрепление кросс-культурного диалога между двумя странами.

Активый кросс-культурный диалог двух стран помогает лучше узнать друг друга, а, следовательно, появляется потребность во взаимодействии, взаимопомощи, взаимообогащении. В условиях мировой глобализации, где происходит переосмысление жизненных ценностей, основы культуры размываются, Беларусь и Израиль сумели уделить должное внимание культурному диалогу, в котором ключевое место отводится человеку. Взаимодействие белорусской диаспоры в Израиле, которая насчитывает около 120 тысяч человек, с государственными учреждениями культуры, культурными коллективами Беларуси, помогает укреплять и совершенствовать культурный диалог. Особенностью кросс-культурного диалога между нашими странами является взаимопонимание. В нашем диалоге присутствуют единство и сходство, которые способствуют укреплению и углублению наших отношений.

Авторы: Ших К. В., магистрант БГУ, науч. рук. проф. Шарапо А. В., д-р ист. наук

Литература

  1. Борисенко, О. А. Межцивилизационный диалог. Диалог культур. // Научный электронный архив. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://econf.rae.ru/article/4864. — Дата доступа : 29.02.2016.
  2. Колесников, А. С. Кросскультурное взаимодействие в современном мире и диалог культур // Paradigma. — 2004. — № 2. — С. 67.
  3. Логинов, В. Е. Роль личности в истории: анализ философских концепций / В. Е. Логинов // Метаморфозы истории. — 1997. — № 1. — С. 197–208.
  4. Иоффе, Э. Г. Страницы истории евреев Беларуси: крат. науч.-попул. очерк / Э. Г. Иоффе; Евр. ун-т в Минске. — Минск : Арти-Фекс, 1996. — 292 с.
  5. Ших, К. В. Вклад выходцев из Беларуси в становление Государства Израиль / К. В. Ших // Актуальные проблемы международных отношений и глобального развития: сб. науч. ст. Вып. 3 / сост. Е. А. Достанко; редкол.: А. М. Байчоров (гл. ред.) [и др.]. — Минск : БГУ, 2014. — C. 308‒316.
  6. Министерство иностранных дел Израиля.
  7. Сиземская, И. Н. Л. Н. Толстой об исторической необходимости как «равнодействующей множества воль» / И. Н. Сиземская // Вопр. философии. — 2010. — № 9. — С. 135–142.
  8. Посольство Республики Беларусь в Израиле

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)

Comments are closed .

Х