Евразийский экономический союз: история и перспективы

Дезинтеграция СССР в 1990-х годах нарушила выстроенные ранее системные экономические связи, что привело к глубокому и длительному социально-экономическому кризису, из которого некоторые постсоветские государства так до сих пор и не вышли. Развалу Советского Союза в наибольшей мере противился Казахстан и некоторые другие азиатские республики СССР. Неслучайно идею формирования Евразийского союза государств впервые выдвинул лидер Республики Казахстан Н. А. Назарбаев 29 марта 1994 года во время выступления в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова.

Первый практический шаг к интеграции был сделан в 1995 году, когда лидеры трех государств подписали Соглашение о Таможенном союзе России, Беларуси и Казахстана [1, с. 8]. Вскоре к договоренностям «таможенной тройки» присоединились Кыргызстан и Таджикистан. В 2000 году «пятеркой» сопредельных государств была создана качественно новая интеграционная структура — Евразийское экономическое сообщество, нацеленная на более тесное сотрудничество на основе унификации нормативной базы и согласования процессов структурной перестройки экономики. В то же время активизировалась и совместная работа по формированию в среднесрочной перспективе унифицированной правовой базы Единого экономического пространства (ЕЭП), что потребовало осторожности, взвешенности при принятии соответствующих решений, готовности и подтверждаемого практическими шагами стремления реализовывать указанный политический курс с учетом интересов партнеров.

C августа 2006 года работа по формированию Таможенного союза и ЕЭП сконцентрировалась в рамках Беларуси, Казахстана и России. Кыргызстан и Таджикистан заявили о намерении подключиться к формированию Таможенного союза и ЕЭП по мере готовности экономики. Беларусь, Казахстан и Россия кардинально продвинулись на этом пути. С октября 2007-го, когда лидерами интеграционной «тройки» был подписан Договор о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, начался второй этап интеграции.

Катализатором евразийской интеграции послужил в том числе и мировой финансово-экономический кризис 2008 года. Повсеместное падение рынков и производства «запустило» в «таможенной тройке» интенсивный поиск эффективных форматов сотрудничества, которые обеспечили бы устойчивость экономического роста, а также разработку моделей минимизации экономических рисков и сближение национальных экономических стратегий.

Особо следует отметить, что с учетом допущенных ранее ошибок лидеры государств продвигались к согласованным позициям постепенно и последовательно, находя баланс интересов и «развязки» по самым сложным вопросам. В итоге с 1 января 2010 года «стартовал» Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. С 1 июля 2011 года, когда был полностью снят таможенный контроль на внутренних границах и, таким образом, завершено формирование единой таможенной территории, Таможенный союз заработал в полноформатном режиме. С 1 января 2012 года начался следующий этап — формирование Единого экономического пространства, представляющего собой более высокую ступень интеграции, предусматривающую не только свободное движение товаров и унифицированный торговый режим в отношении третьих стран, но и свободное движение услуг, капитала и рабочей силы, единые правила и принципы конкуренции, регулирования естественных монополий.

Новый этап стартовал с 1 января 2015 года, когда начало функционировать новое интеграционное объединение — Евразийский экономический союз, договор, о создании которого был подписан президентами Беларуси, Казахстана и России в Астане 29 мая 2014 года. Договор состоит из четырех частей, две из которых — вторая и третья (76 статей из 118) — дублируют соглашения 2009 г. о Таможенном союзе (ТС) и 2011 г. о Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Первая часть, состоящая из 22 статей, помимо определения союза в качестве международной организации региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью, посвящена созданию новых органов. Четвертая часть договора, посвященная переходному периоду, содержит новые интеграционные положения. 2 января 2015 года в Евразийский экономический союз вошла Армения, а в августе 2015-го — Киргизия.

В контексте изложенного и все более интенсивной динамики развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, существенного влияния на них внутриполитических и внешнеполитических факторов нельзя не согласиться с преобладающей в научном сообществе точкой зрения, что в современных условиях перспективы международной торгово-экономической интеграции здесь заключаются в развитии сотрудничества по трем направлениям [2]. Во-первых, это интеграция внутри ЕАЭС с возможным вовлечением новых участников. Во-вторых, интеграция стран ЕАЭС с третьими странами, не входящими в зону свободной торговли СНГ. В-третьих, выстраивание отношений со странами СНГ, пока отказавшимися от перспективы членства в ЕАЭС.

При формировании в 2010 г. Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана была создана единая таможенная территория, а товары из третьих стран стали облагать таможенными пошлинами на границе ТС. Одновременно каждый участник оставил за собой право самостоятельно определять размер экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты, которые взимаются при экспорте в третьи страны и не уплачиваются при торговле между участниками интеграционного объединения. Указанное условие выгодно для Беларуси, поскольку большая часть нефти импортируется из России, но длительное применение такого механизма субсидирования одновременно с меньшими в относительном выражении экспортными пошлинами на нефтепродукты приводит, например, к тому, что Российская нефтепереработка, не имеет существенных стимулов для модернизации и создает отрицательную добавленную стоимость в мировых ценах [2]. Однако нельзя пренебрегать и тем обстоятельством, что, по мнению ряда экспертов, наряду с очевидными преимуществами интеграция стран ЕАЭС может отрицательно сказаться на Беларуси [2]. Если соглашения о свободной торговле с развивающими странами дают ей положительный результат, то с развитыми странами зачастую негативно влияют на белорусскую экономику (например, из-за структуры экспорта РБ в РФ, на которой сильно скажется либерализация торгового режима вследствие смещения спроса со стороны России с белорусских товаров на товары стран-партнеров).

Таким образом, к настоящему времени в значительной степени в ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза [1, с. 22]. Данное интеграционное объединение влияет на экономику Беларуси, как с положительной стороны, так и с отрицательной.

Авторы: Губаревич В. А., студ. III к. ВАРБ, науч. рук. Воронович В. В., канд. ист. наук, доц.

Литература

  1. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. — М. : Б.и., 2014. — 216 с.
  2. Кнобель, А. Возможные экономические последствия торгового соглашения между Таможенным и Европейским союзами / А. Кнобель, Б. Чокаев // Вопросы экономики. — 2014. — № 2. — С. 68–87.

Метки:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)

Comments are closed .

Х