Рубрика: Экономика

Зависимость субъективных оценок денег от существования объективной меновой ценности

Согласно современной теории ценности, цена есть итог рыночного взаимодействия субъективных оценок материальных благ (commodity goods) и благ, в которых выражаются цены (price goods). Цена представляет собой продукт только и исключительно субъективных оценок. Индивиды оценивают блага, обмениваясь ими в соответствии с субъективными потребительными ценностями, которые они усматривают в этих благах, а пропорции обмена, или меновые отношения, определяются в диапазоне значений, внутри которого лежит точка количественного совпадения предложения и спроса. Закон образования цен, открытый Менгером и Бём-Баверком, дает полное и количественно определенное объяснение этих пропорций, — он исчерпывающим образом описывает все явления прямого обмена. В условиях двусторонней конкуренции рыночная цена устанавливается в диапазоне, верхняя граница которого лежит между оценками того из всех фактических покупателей, кто предлагает самую нижнюю цену, и того из всех потенциальных продавцов, кто запрашивает максимальную цену, но фактически исключен из предложения. Нижняя граница этого диапазона лежит между оценками того фактического продавца, который запрашивает самую низкую цену, и того из потенциальных покупателей, не участвующих в покупках, кто предлагает самую высокую цену. {Если сегодня на рынке двух овец меняют на одного быка, то это означает, что в той мере, в какой все лица, участвующие в обменах, в качестве единственного движущего мотива имеют стремление к получению непосредственной выгоды, формирование этой меновой пропорции может быть целиком и полностью выведено из субъективных ценностей [участников]}.

В отношении косвенного обмена закон образования цен действует точно так же, как и в отношении прямого. Цена денег, как и всякая другая цена, в конечном счете определяется субъективными оценками покупателей и продавцов. Однако, как было показано выше, субъективная потребительная ценность денег (которая совпадает с их субъективной меновой ценностью) есть не что иное, как предвосхищаемая потребительная ценность тех объектов, которые приобретаются за деньги. Субъективная ценность денег должна измеряться предельной полезностью благ, получаемых в обмен на деньги.

Следовательно, самый акт оценивания денег возможен только при условии наличия у них определенной объективной меновой ценности. Эта point d’appui [точка опоры] должна существовать в качестве предварительного условия, т.е. до того, как может быть преодолен разрыв между удовлетворением [потребности при помощи денежного обмена] и «бесполезными» деньгами. Поскольку непосредственная связь между деньгами как таковыми и любой из человеческих потребностей отсутствует, индивиды могут воспринять идею полезности денег и, следовательно, идею их ценности, только предположив наличие у денег определенной покупательной способности. Нетрудно понять, однако, что это полагаемое существующим свойство денег не может быть ничем иным, кроме как выражением сложившейся на сегодняшнем рынке пропорции обмена между деньгами и товарами.

Установившаяся однажды на рынке пропорция обмена между деньгами и товарами продолжает оказывать влияние по истечении того периода времени, внутри которого сохраняется конкретное значение этой пропорции. Данное свойство (длительность и устойчивость во времени) образует основание для дальнейших актов оценивания денег. Таким образом, объективная меновая ценность прошлых периодов играет существенную роль как для настоящих, так и будущих оценок. Денежные цены сегодняшнего дня связаны с вчерашними и позавчерашними ценами, а также с завтрашними и послезавтрашними.

Но одного этого наблюдения недостаточно для того, чтобы объяснить феномен непрерывности ценности денег. В действительности это наблюдение позволяет лишь отложить соответствующее объяснение на потом. Попытка мысленным взором проследовать от сегодняшней ценности денег к той ценности, которой они обладали вчера, а затем — от их вчерашней ценности к той ценности, которой они обладали позавчера, и т.д., эквивалентна вопросу о том, что именно определяло первоначальную ценность денег. Анализ происхождения денег и той компоненты их ценности, которая зависит от их денежной функции, подводит нас к очевидному ответу на этот вопрос. Очевидно, что самой первой ценностью, которой обладали деньги, была ценность использовавшихся в качестве денег благ, которую люди усматривали в этих благах на том основании, что в тот момент, когда они впервые были использованы в качестве общего средства обмена, эти блага удовлетворяли иные — не денежные — человеческие потребности. Когда люди стали приобретать некие объекты не как предметы потребления, а как такие предметы, которые должны использоваться в качестве денег, люди оценивали деньги в соответствии с объективной меновой ценностью, которой рынок наделил их по причине их пригодности к «промышленному» использованию, тогда как способность использоваться как средство обмена придавала им лишь некую добавочную ценность. Самая первая по времени ценность денег связана с товарной ценностью денежного материала. Но с тех пор на ценность денег воздействовали не только факторы, зависящие от их «промышленного» использования, определяющие ценность материала, из которого сделаны деньги, но и такие факторы, которые порождены их специфически денежными функциями. Начиная с того момента, когда золото впервые было использовано в качестве денег, на его ценность воздействует не только предложение и спрос на этот металл, используемый в производственных целях, но и предложение и спрос на золото, используемое в качестве средства обмена.

Людвиг фон Мизес «Теория денег и кредита»

Comments are closed .