Воздействие экономических факторов на туризм
Экономика туризма основывается на общей экономической теории, основанной на двух подходах: макроэкономическом и микроэкономическом.
В макроэкономике, как и в микроэкономике, используется один и тот же инструментарий, однако каждая из наук анализирует экономические явления и процессы под разным углом зрения. Макроэкономика изучает экономику страны в целом, микроэкономика — состав и распределение общественного продукта. Для экономического образования одинаково ценны обе части экономической теории. На макроуровне значение туризма оценивается:
- по вкладу в доход государства
- предоставлению рабочих мест, уровню занятости
- доходу занятых в системе туризма
- туристскому спросу
- туристскому предложению
- роли туризма в платежном балансе страны и другим экономическим выгодам и др.
Важнейшими показателями оценки эффективности деятельности туризма на макроуровне являются:
- развитость инфраструктуры туризма
- количество туристов (внутренних, иностранных, выехавших за границу)
- доходы от предоставленных туристских услуг
- туристский баланс въездного/выездного туризма и его воздействие на платёжный баланс страны
- число рабочих мест
- доходы государственного бюджета, относящиеся к туризму и др.
Микроэкономика туризма рассматривает экономическое поведение на уровне предприятия — это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.
В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:
- экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство
- принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий
- проблема выбора одного из альтернативных вариантов
Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:
- что производить и в каком объеме
- каким образом производить избранные виды благ
- кто получает то, что произведено
- какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой — для будущего
Микроэкономика изучает эти вышеназванные четыре основные проблемы.
Объект микроэкономики — это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами.
Объектами микроэкономики являются:
- отдельные индивиды и их домохозяйства
- фирмы, собственники первичных производственных ресурсов
- крупнейшие корпорации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами
- отдельные отрасли экономики
На микро экономическом уровне значение туризма оценивается:
- по развитости материально-технической базы туризма
- по объему и структуре предоставляемых услуг
- по уровню конкурентоспособности и туристскому балансу (соотношение въездной/выездной туризм)
- по степени взаимодействия с другими отраслями экономики
- по другим экономическим выгодам
Важнейшими показателями оценки эффективности деятельности туризма на микроуровне являются:
- объем обслуживания туристов, чел.
- объем обслуживания, чел. — дней
- объем обслуживания экскурсантов, чел.
- выручка от реализации туристского продукта, услуг, р.
- прибыль, р.
- рентабельность, %