Рубрика: Экономика

Воздействие экономических факторов на туризм

Экономика туризма основывается на общей экономической теории, осно­ванной на двух подходах: макроэкономическом и микроэкономическом.

В макроэкономике, как и в микроэкономике, используется один и тот же ин­струментарий, однако каждая из наук анализирует экономические явления и про­цессы под разным углом зрения. Макроэкономика изучает экономику страны в це­лом, микроэкономика — состав и распределение общественного продукта. Для экономического образования одинаково ценны обе части экономической теории. На макроуровне значение туризма оценивается:

  • по вкладу в доход государства
  • предоставлению рабочих мест, уровню занятости
  • доходу занятых в системе туризма
  • туристскому спросу
  • туристскому предложению
  • роли туризма в платежном балансе страны и другим экономическим выгодам и др.

Важнейшими показателями оценки эффективности деятельности туризма на макроуровне являются:

  • развитость инфраструктуры туризма
  • количество туристов (внутренних, иностранных, выехавших за границу)
  • доходы от предоставленных туристских услуг
  • туристский баланс въездного/выездного туризма и его воздействие на платёжный баланс страны
  • число рабочих мест
  • доходы государственного бюджета, относящиеся к туризму и др.

Микроэкономика туризма рассматривает экономическое поведение на уровне предприятия — это наука о принятии решений, изучающая поведение от­дельных экономических субъектов. Непосредственным предметом микроэкономи­ки являются: экономические отношения, связанные с эффективным ис­пользованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъекта­ми экономики в условиях экономического выбора.

В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:

  • экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство
  • принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий
  • проблема выбора одного из альтернативных вариантов

Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

  • что производить и в каком объеме
  • каким образом производить избранные виды благ
  • кто получает то, что произведено
  • какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой — для будущего

Микроэкономика изучает эти вышеназванные четыре основные проблемы.

Объект микроэкономики — это экономическая деятельность людей и возни­кающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами.

Объектами микроэкономики являются:

  • отдельные индивиды и их домохозяйства
  • фирмы, собственники первичных производственных ресурсов
  • крупнейшие корпорации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами
  • отдельные отрасли экономики

На микро экономическом уровне значение туризма оценивается:

  • по развитости материально-технической базы туризма
  • по объему и структуре предоставляемых услуг
  • по уровню конкурентоспособности и туристскому балансу (соотношение въездной/выездной туризм)
  • по степени взаимодействия с другими отраслями экономики
  • по другим экономическим выгодам

Важнейшими показателями оценки эффективности деятельности туризма на микроуровне являются:

  • объем обслуживания туристов, чел.
  • объем обслуживания, чел. — дней
  • объем обслуживания экскурсантов, чел.
  • выручка от реализации туристского продукта, услуг, р.
  • прибыль, р.
  • рентабельность, %

Comments are closed .