Рубрика: Вопросы?

Какие наиболее действенные «рецепты» повышения конкурентоспособности продукции и услуг отечественных производителей?

Для большинства российских предприятий производство продукции, качество которой может конкурировать с качеством аналогичной зарубежной продукции, сегодня непростая задача. Особенно это характерно для изделий машиностроения, приборостроения и электроники. Да и в бытовых товарах зарубежные изделия серьезно потеснили отечественную продукцию, несмотря на заметно более высокую цену. Пожалуй, только отечественные продовольственные товары доминируют на нашем рынке.

Создание и экспериментальная отработка новых образцов и технологий, использование автоматизированного и надежного оборудования, применение высококачественного сырья, эффективных конструкционных материалов, современной комплектации — все это требует больших финансовых вложений. Тем не менее есть относительно малозатратные механизмы обеспечения качества — это современная организация производства и передовой менеджмент.

Наиболее очевидный и простой путь к конкурентному качеству — навести элементарный порядок в разработке и производстве продукции и оказании услуг, используя все давно и хорошо известные инструменты — от аттестации рабочих мест и научной организации труда до применения международных стандартов в области менеджмента качества и информационных технологий.

Внедрение новых технологий или новых материалов возможно только при наличии высококвалифицированного, опытного персонала. Поэтому еще один (относительно недорогой) путь к качеству — обучать, готовить персонал, сделать его наиболее заинтересованной стороной в борьбе за качество. На подготовке не следует экономить!

И наконец, совершенствование одного из основных управленческих процессов — контроля качества — также вполне доступный путь к его обеспечению. Разумно организованный входной, операционный и приемо-сдаточный контроль не только позволит существенно сократить возможность появления дефектов при использовании продукции, но и даст информацию для улучшения производственных процессов и отбора поставщиков. При этом наиболее эффективен контроль, выполняемый «внутренними потребителями» — операторами и владельцами процессов.

В условиях обостряющейся конкуренции производитель должен постоянно убеждать потребителя, что качество выпускаемой продукции или оказываемой услуги полностью отвечает его запросам и ожиданиям. Эту проблему решают все страны с рыночной экономикой. Много лет в США и Японии проводятся конкурсы, которые предусматривают всестороннюю оценку эффективности деятельности организаций, в том числе в области качества (соответственно премия Балдриджа и премия Деминга). В Европе аналогичная премия учреждена Европейским фондом по управлению качеством в 1991 г., в России с 1997 г. проводится конкурс на соискание Премии Правительства РФ в области качества.

С конца 2002 г. системно реализуется программа «Российское качество». Она дает предприятиям возможность доказать потребителям, что качество продукции или услуг существенно выше минимальных требований наших стандартов и соответствует общемировому уровню. Оценка качества в рамках программы опирается на количественные, объективно измеряемые данные. Оценивается как качество продукции (услуги), так и качество условий ее производства. При положительных итогах оценки предприятие получает право использовать знак «Российское качество».

С принятием Закона о техническом регулировании государство оставило за собой лишь контроль за обязательными, законодательно установленными требованиями к безопасности продукции и услуг. Тем не менее обязательная государственная сертификация, государственная торговая инспекция и государственный надзор за соблюдением стандартов в части безопасности потребительских товаров исправно действуют и, конечно, не исчезнут в 2005 г. Продолжится деятельность государственных органов, осуществляющих надзор за безопасностью продукции (санитарный, пожарный, экологический).

Выбор формы, содержания и методов контроля и оценки остальных характеристик качества (назначения, надежности, энергоемкости), а главное, принятие решения о необходимости проведения самой оценки — за производителями и потребителями.

Comments are closed .