Что дает регламентирование закупок?
Существуют закупщики-виртуозы, которые отлично знают возможности всех поставщиков и могут, выбрав наилучшего, провести с ним переговоры и заключить договор на самых выгодных условиях. Однако организация закупок должна быть скорее не искусством мастеров, а хорошо отлаженным механизмом, зависимость работы которого от персоналий сводится к минимуму.
При создании такого механизма преследуются две основные цели — эффективное обеспечение потребностей организации в ресурсах и контроль за эффективностью расходования средств. Достижение этих целей может обеспечиваться за счет регламентирования закупочной деятельности и использования конкурентных методов выбора контрагентов, в первую очередь конкурсов (тендеров).
Регламентирование закупок обычно включает в себя:
- построение организационной структуры, отражающей четкое распределение полномочий и обязанностей по выбору контрагентов (зафиксированное, в частности, в положениях о структурных подразделениях и должностных инструкциях)
- формализацию процесса выбора контрагентов (по каким процедурам и в каких случаях выбирается поставщик). Документально отражается, например, в «Положении о закупках организации»
- разработку необходимых методических материалов и типовых документов
- создание единой базы знаний о поставщиках. Регламентированные закупки показали достаточную эффективность. Наиболее ярким примером в российской практике регламентированных закупок служит система закупок РАО ЕЭС