Рубрика: Экономика

Влияние масштаба денежной единицы и ее частей на объективную меновую ценность денег

Часто утверждается, что на процесс установления менового отношения между деньгами и другими экономическими благами определенное влияние оказывает масштаб денежной единицы. Утверждается, в частности, что крупная денежная единица влечет за собой рост денежных цен, в то время как мелкая денежная единица, скорее всего, повышает покупательную способность денег. Соображения этого рода были весьма характерны для Австрии в период регулирования денежного обращения перед реформой 1892 г. Они были одной из причин перехода на новую крону, равную половине гульдена, которая заменила гульден — предшествовавшую кроне более крупную денежную единицу. Применительно к оптовым ценам это утверждение вряд ли может быть обосновано. Но если речь идет о розничной торговле, масштаб денежной единицы приобретает некоторое значение, которое, однако, не следует переоценивать.

Деньги не обладают свойством бесконечной делимости. Даже с помощью денежных заместителей, используемых для выражения дробных [по отношению к денежной единице] сумм, которые по техническим причинам не могут быть выражены в фактическом денежном материале (этот метод доведен до совершенства в современных системах разменной монеты), кажется совершенно невозможным обеспечить коммерческую практику любой желаемой частью денежной единицы в такой форме, которая бы удовлетворяла требованиям быстроты и безопасности современных сделок. В розничной торговле с необходимостью приходится прибегать к округлению. Розничные цены менее ценных благ — ив том числе цены на большинство важнейших товаров повседневного спроса, а также цены на такие услуги, как перевозка почты и пассажиров железнодорожным и/или городским транспортом, — должны каким-то образом приспосабливаться к особенностям местной чеканки. Этот фактор не имеет значения только для таких благ, природа которых допускает делимость их самих на любые сколь угодно малые части. Для остальных благ, не обладающих такой делимостью, цены на минимальные количества благ, предлагаемые к продаже по отдельности, должны совпадать с номиналами одной или нескольких выпускаемых монет. Но в случае, если мы рассмотрим обе указанные группы благ, постоянное уменьшение «порций», предлагаемых в розницу, маскируется тем фактом, что малые количества не находят своего выражения ни в какой из выпускаемых монет. Если мелкая монета с наименьшим номиналом слишком велика для того, чтобы выразить цену некоторого блага, то необходимая подстройка состоит в обмене нескольких единиц такого блага на одну или несколько мелких монет. При розничной продаже фруктов, овощей, яиц и тому подобных товаров повсеместно встречаются цены, выраженные как «три геллера за пару», «пять штук за восемь геллеров» и т.п. Однако, несмотря на это, во множестве случаев остаются такие «мелкие порции» ценности, которые в принципе не могут найти своего денежного выражения. Десять пфеннигов Германской империи (эквивалент 1/27900 кг золота) не могут быть выражены ни в каких элементах монетной стопы австрийской кроны. Одиннадцати геллеров (эквивалент 11/328ОО кг золота) будет для этого слишком мало, а двенадцати геллеров (3/82000 кг) — слишком много. Соответственно в этих двух странах имеется некоторая разница в ценах на блага, которые в противном случае стоили бы одинаково.

Данная тенденция усиливается тем обстоятельством, что цены на товары и услуги обычно выражаются не в таких долях денежной единицы, которые могут быть представлены монетами, а в количествах, которые могут лишь приближенно соответствовать монетным номиналам. Всякий знаком с «округлением», которое обычно для цен розничной торговли. Эта практика целиком и полностью основывается на определенных номиналах денег и денежных заместителей. Номиналы монет приобретают еще большее значение, когда речь идет о таких ценах, расчеты по которым обычай предписывает вести в «круглых числах». Главными примерами здесь являются чаевые, жалованье и т.п.

Из всего сказанного выше ясно, что масштаб денежной единицы и — еще в большей мере — монетная стопа оказывают определенное влияние на формирование цен в розничной торговле. Наряду с множеством мотивов, имеющих не вполне экономическую природу, которые играют роль в ценообразовании розничного оборота, занимают свое место и оба эти момента.

Comments are closed .