Рубрика: ВЭД

Влияние спроса и предложения на мировые цены

В рыночном хозяйстве цена складывается под влиянием спроса и предложения.

Продавец всегда заинтересован в повышении цены, в то время как покупатель стремится купить товар по более низкой цене. Когда спрос и предложение уравновешивают друг друга, устанавливается разновесная цена, которая приемлема и для продавца и для покупателя.

Рассмотрим следующие случаи:

  • спрос весьма велик, мировая цена может быть на уровне наихудших национальных условий производства. Это позволит производителям в этих странах тоже выходить на мировой рынок и получать прибыль. В странах со средними и лучшими условиями производства прибыль производителя будет достаточно высока. Это в свою очередь будет стимулировать вложение капитала в производство этого товара, наступит рост производивства. Это постепенно приведет к снижению цены и установлению ее на уровне средних в мировом масштабе издержек производства;
  • масса товаров на мировом рынке значительно превышает спрос на них. В этом случае мировую цену определяют товары, изготовленные в странах с лучшими условиями производства. Производители в странах с худшими условиями производства и даже средними будут вынуждены уйти с мирового рынка. В то же время уменьшение предложения постепенно приведет к снижению мировой цены и ее приближению к издержкам при средних условиях производства.

На соотношение спроса и предложения на данный товар оказывает влияние предложение на рынке других товаров с теми же потребительскими свойствами.

Своеобразие мирового рынка состоит в том, что отдельные страны, у которых производство товаров осуществляется с высокими в мировом масштабе издержками, могут путем применения тарифных или нетарифных барьеров ограничить и даже закрыть доступ на свой рынок товаров, производимых при более низких издержках. Это означает, что мировой спрос на товары, произведенные при более благоприятных условиях, снижается, что скажется и на мировой цене. Поэтому такие страны не сумеют в полной мере использовать свои преимущества на мировом рынке.

Мировая цена является фактором стимулирования технического прогресса, экономии труда в мировом масштабе. И в то же время, интернациональная цена производства ведет к острой конкурентной борьбе между производителями разных стран, к разорению неконкурентноспособных производств.

Роль потребительной стоимости тоже отражается на цене. Покупателя товаров интересуют прежде всего его потребительские свойства, и при прочих равных условиях он отдаст предпочтение товару с лучшими свойствами.

При наличии конкурентной борьбы на мировом рынке складывается не только интернациональная цена производства, но и общественно необходимая потребительная стоимость товара. Она представляет собой способность данного товара удовлетворять потребности человека в процессе личного или производственного потребления.

Так как потребители товаров выбирают товары с лучшими потребительскими свойствами, то производители тоже ориентируются на это. Однако издержки производства, связанные с улучшением качества товара, могут существенно различаться. Но потребителей товаров издержки не интересуют, он готов заплатить более высокую цену за товар с лучшими качествами. Следовательно, потребительские свойства товара также оказывают влияние на мировую цену.

Конкурентная борьба приводит к формированию общественно необходимых затрат труда в расчете на общественно необходимый полезный эффект, и если отдельные производители вынуждены для достижения этого эффекта увеличивать издержки, то общество их не покрывает.

Все это можно отнести к упаковке товара, его поставке и обслуживанию.

Comments are closed .