Рубрика: ВЭД

Информационное обеспечение ВЭД

Поиск необходимой информации о рынках, ценах, клиентах, товарах — важный этап осуществления внешнеторговых связей. Так как все большее число предприятий нашей страны самостоятельно выходит на внешний рынок, их интересует информация о зарубежных предприятиях, рынках, ценах, а также стандартах качества, научно-технических достижениях. Руководитель предприятия может иметь достаточно полную информацию об инофирмах, инвестиционном климате и рынках зарубежных стран. Достаточно научиться работать со справочниками, годовыми отчетами компаний, деловой и экономической прессой, другими источниками средств массовой информации, справками банков и кредит-бюро, с современными электронными картотеками, терминалами электронных сетей. Однако специалисты должны не только уметь пользоваться источниками информации, но и знать где их найти.

Сейчас в связи с практическими потребностями появилось новое направление анализа коньюктуры рынка — фирменный анализ, или анализ фирменной структуры рынка, на который планирует выход та или иная организация. Анализ проводят специалисты, которые выясняют степень и особенности концентрации производства и капитала, уровень монополизации рынка, межфирменные связи на нем, степень загрузки производственных мощностей, фирменные цены, оценивают конкуренцию на рынке. В итоге предлагаются варианты различных фирм на выбор российской организации, которая ищет партнера для осуществления внешнеторговой операции, прямых связей, создание совместного предприятия либо смешанного общества. Для того, чтобы найти достойного и надежного контрагента, необходимо получить как можно больше сведений об интересую щей зарубежной фирме, выбрать несколько желательных для партнеров, либо поставить цель установить более тесные контакты с Вашими торговыми контрагентами.

Накопление и распространение такой информации ведется государственными органами, торговыми палатами, НИИ, учебными институтами, библиотеками, бюро, ассоциациями и союзами, банками, биржами, консультационными и информационными фирмами и агентствами, дипломатическими и торговыми представительствами, вычислительными центрами. Информация содержится в докладах, информационных записях, книгах, периодической печати, рекламных изданиях, справочниках, каталогах, банках, базах данных, в материалах радио, телевидения, годовых отчетах фирм и наглядной рекламе.

В РФ такими организациями являются:

  1. Торгово-промышленная палата России — ведущая общественная организация, содействующая развитию ВЗС нашей страны. Её членами являются многие российские организации и предприятия, участвующие во внешнеэкономических связях, а члены-корреспонденты-зарубежные организации. (Структура: управления, комитеты и центры различных услуг).
  2. Банки, имеющие лицензии на валютные операции. Современные банки стали огромными хранилищами деловой информации. Причем эта информация касается не только их клиентов, но и всего рынка, с которым имеет дело банк. Что же касается клиентов, то банк может выдавать на них краткие характеристики, рекомендательные письма и справки о платежеспособности. Конечно, зависит это от того, кто и для каких целей запрашивает информацию.
  3. Всероссийский научно-исследовательский коньюктурный институт МВЭС РФ. Имеет огромный фонд материалов по любым коммерческим вопросам, контрактам, коньюктуре и ценам. (Пользование фондами — платное).
  4. Национальный автоматизированный банк обмена информацией на ВЦ ТПП РФ.
  5. Автоматизированная информационно-поисковая систем «Фирмы» МВЭС РФ.
  6. Внешнеэкономические объединения МВЭС, министерства ведомства, СП. В сферу деятельности которых входит консультирование, маркетинг, поиск партнеров.
  7. Общественные организации и международные объединения.
  8. Российский центр содействия иностранным инвестициям.
  9. ГТК (таможня).

За рубежом источниками информации являются:

  1. Кредит-бюро. Опытные консультанты за один день могут подготовить и маленькую справку о фирме, и подробнейший отчет о ее деятельности. Они представляют и конфиденциальную информацию, поступающую от их агентов в других компаниях, банках, государственных органах.
  2. Торгово-промышленные палаты стран, городов, административных территорий. Палаты, которые по сути являются объединением фирм и коммерсантов на данной территории, охотно помогают всем желающим в установлении деловых контактов, для чего выпускают свои издания, ведут информационно-коммерческую деятельность, включаются в коммерческие компьютерные сети.
  3. Банки.
  4. Фирмы, которые специализируются на информационном обслуживании, консультациях, инжиниронговых, брокерских услугах либо находятся в тесных связях с искомым партнером.
  5. Государственные учреждения, где регистрируются вновь созданные предприятия.
  6. Союзы предпринимателей.
  7. Организации содействия развитию производства и экспорта.
  8. Фондовые биржи. Члены биржи и биржевые комитеты в силу специфики своей деятельности всегда располагают информацией о финансовых связях фирм, их финансовом состоянии и репутации.

Постоянные публикации по иностранным фирмам являются еще одним источником информации. Информацию по иностранным фирмам можно получить и самим. Достаточно знать, что ее можно найти в фирменных справочниках, монографиях, периодической печати, каталогах, брошюрах, рекламах, с помощью компьютерных сетей, на выставках, в годовых отчетах, некоторых специальных источниках.

Справочники. Из них можно получить самую общую и систематизированную по многим параметрам информацию. Их подразделяют на:

  1. Фирменные справочники. Они издаются информационно- справочными агентствами, сведения, получаемые для них, берутся из отчетов и публикаций фирм, материалов торгово-промышленных палат, различных ассоциаций, союзов предпринимателей и т.п. Издаются они ежегодно Имеются справочники национальные и международные.В целом они содержат следующие сведения по фирмам разных стран:
    • полное и сокращенное наименование;
    • почтовый, телеграфный адреса, телексы, факсы, телефоны;
    • год основания и основные этапы развития фирмы;
    • сфера деятельности;
    • основные производимые товары и виды услуг;
    • банки, клиентами которых является фирма;
    • владельцы фирм или материнская компания;
    • состав руководящих органов;
    • число и местонахождение предприятий;
    • дочерние и ассоциированные фирмы;
    • число занятых;
    • основные показатели деятельности фирмы (годовой объем продаж, прибыль, собственный капитал и др.);
    • принадлежность к отраслевым (национальным) союзам предпринимателей ;
    • связи с другими фирмами через участие в капитале;
    • персональные связи с другими фирмами;
    • биографические данные о руководителях.

    Кроме этого, по отдельным фирмам можно определить объем производства, производственные мощности, площадь предприятия, некоторые технические характеристики выпускаемой продукции.

  2. Товаро-фирменные справочники охватывают большое число фирм, созданных в различных правовых формах. Они предназначены для определения круга фирм, выпускающих тот или иной товар или торгующих им («Compass» в Западной Европе).
  3. Справочники по АО. В них включаются фирмы, созданные в форме АО, и акции которых котируются на фондовых биржах соответствующих стран.
  4. Отраслевые справочники помещают информацию о фирмах одной или нескольких смежных отраслей. Такие справочники выпускаются по нефтяным фирмам, компаниям черной и цветной металлургии, горнодобывающей, лесоперерабатывающей, сахарной и судостроительной промышленности.
  5. Справочники по финансовым связям позволяют установить связи между фирмами через участие в акционерном капитале .
  6. Директорские справочники. В них названы представители делового мира с указанием занимаемых ими постов в руководящих органах различных компаний, банках, союзах предпринимателей, ассоциациях, в государственных учреждениях.
  7. Биографические справочники помогают получить сведения о руководителях и владельцах компаний. Содержат следующую информацию: год рождения, краткие сведения о родителях, семейное положение, образование, перечень компаний и организаций, в которых данный деятель работал или работает с указанием его должностей, наличие ученой степени, опубликованных трудов, наград, хобби, принадлежность к клубам, последний адрес его местожительства.
  8. Тематические справочники посвящены отдельным аспектам деятельности фирм, например, их зарубежным инвестициям. При пользовании справочниками следует помнить, что их данные не полны, иногда они устаревают. Более свежую информацию приходится черпать из других, часто разрозненных источников. Наиболее подробное описание справочников дано в пособии ВНИКИ «Фирмы зарубежных капиталистических стран».

Comments are closed .