Рубрика: Экономика

Субъективные и объективные факторы в теории ценности денег

Центральным элементом экономико-теоретической проблемы денег является объективная меновая ценность денег, часто называемая покупательной способностью. Это отправная точка всех дискуссий, поскольку только в связи с объективной меновой ценностью проявляются те особые свойства денег, которые отличают их от других благ.

Это не должно быть понято так, что субъективная ценность в теории денег имеет меньшее значение, чем в любом другом разделе экономической теории. Субъективные суждения индивидов — основа процесса экономического оценивания и денег, и всех других благ. Эти субъективные суждения, как в отношении денег, так и в отношении всех других экономических благ в конечном счете порождаются той важностью, которую человек приписывает благу или комплекту благ, признавая их необходимым условием существования полезности для некоей данной цели, которую преследует индивид . Однако между субъективной ценностью денег и субъективной ценностью других экономических благ имеется принципиальное различие. Полезность всех других благ базируется на определенных внешних обстоятельствах (объективная потребительная ценность блага) или на обстоятельствах внутреннего мира человека (иерархия его потребностей). Это означает, что полезность всех других благ определяется условиями, которые не являются предметом экономической теории, поскольку эти условия имеют либо технологическую, либо психологическую природу. Но субъективная ценность денег определяется их объективной меновой ценностью, т.е. категорией, всецело принадлежащей экономической теории.

В случае денег субъективная потребительная ценность и субъективная меновая ценность совпадают . Обе они порождены объективной меновой ценностью, поскольку деньги не имеют иной полезности, кроме той, что проистекает из возможности получить в обмен на них другие экономические блага. Невозможно представить себе никакой функции денег как таковых, отдельной от наличия у них объективной меновой ценности. Если рассматривается потребительная ценность какого-либо другого экономического блага, вопрос о наличии или отсутствии у него меновой ценности не имеет отношения к делу. Но для того, чтобы деньги обладали потребительной ценностью, наличие у них меновой ценности существенно.

Характеризуя особые свойства, присущие ценности денег, можно сказать, что в той мере, в какой они вообще оцениваются людьми, они вообще не имеют потребительной ценности, обладая для них только субъективной меновой ценностью. Так считают, например, Pay и Бём- Баверк . С использованием тех или иных формулировок, научный анализ проблемы приводит к одному и тому же выводу. Нет необходимости вступать в дискуссию по этому поводу, в частности потому, что в современной теории ценности положение о различии между потребительной и меновой ценностью не имеет такого значения, какое оно имело ранее . Для нас важно показать, что задачи экономической теории при иссле-довании ценности денег являются более сложными и масштабными, чем при исследовании ценности других экономических благ, т.е. товаров. При объяснении феномена ценности этих последних экономист- теоретик может и должен удовлетвориться тем, что для его теории субъективная потребительная ценность товаров является данностью, оставив исследование ее происхождения психологу. Однако при исследовании ценности денег реальные проблемы начинаются там, где в случае ценности товара они заканчиваются, а именно в той точке, откуда необходимо проследовать к объективным причинам, определяющим субъективную ценность денег, так как вне объективной меновой ценности субъективной ценности денег не существует. Ответ на вопрос, почему хлеб полезен для человека и в чем состоит для него объективная ценность хлеба, дает не экономист-теоретик, а физиолог. Но объяснение полезности денег есть задача, решить которую в состоянии только экономическая теория. Рассматривать субъективную ценность денег без обсуждения их объективной меной ценности невозможно. В отличие от товаров деньги никогда бы не использовались, не обладай они объективной меновой ценностью или покупательной способностью. Субъективная ценность денег всегда зависит от субъективной ценности других экономических благ, которые могут быть получены в обмен на деньги. В действительности, их субъективная ценность является производным понятием. Если мы хотим оценить значение некоторой суммы денег, с точки зрения известной зависимости удовлетворения неких потребностей от этой суммы, мы можем сделать это, только предположив, что деньги обладают определенной объективной меновой ценностью. «Меновая ценность денег есть ожидаемая потребительная ценность вещей, которые могут быть получены сих помощью» . Если деньги вообще представляют для кого-то хоть какую-то ценность, то причиной этого является тот факт, что они обладают определенной покупательной способностью.

На это можно возразить, что само по себе наличие у денег количественно неопределенной объективной меновой ценности еще не гарантирует возможности использовать их как средство обмена. Необходимо, чтобы покупательная способность достигала известной степени, не будучи ни слишком большой, ни слишком маленькой, а такой, что пропорция обмена ценности имеющихся денежных единиц и ценности единиц вымениваемых на них товаров была бы удобной для осуществления обычных повседневных обменных сделок. Рассмотрим утверждение: половина денег, имеющихся в стране, может обслужить тот же объем сделок, что и их полное количество, если ценность денежной единицы будет увеличена в два раза. Однако справедливость аналогичного утверждения сомнительна, если речь зайдет об увеличении ценности денежной единицы в миллион раз или о ее уменьшении до одной миллионной, и об обратной причинно-следственной цепочке, которая должна привести к соответствующему изменению количества денег. Такая валюта вряд ли сможет выполнять функции общего средства обмена так же хорошо, как та валюта, которая используется фактически. Действительно, трудно даже вообразить себе все неудобства, которые возникнут в случае использования таких товарных денег, вся масса которых, или наоборот, одна тысячная миллиграмма которых эквивалентна одному доллару. Эти неудобства воздвигли бы непреодолимые препятствия на пути всякой коммерческой деятельности.

Однако вне зависимости от того, верны ли эти аргументы или нет, вопрос о фактической размерности обменного отношения между деньгами и товарами, т.е. вопрос о размере денежной единицы, не является проблемой экономической теории. Эта проблема может обсуждаться в контексте технических условий, которые позволяют некоему благу использоваться в качестве денег. Степень относительной редкости бла-городных металлов достаточно велика для того, чтобы они имели высокую объективную меновую ценность. В то же время степень их редкости не так велика, как у драгоценных камней или радия, что позволяет их объективной меновой ценности не быть слишком высокой. Этот факт должен быть просто признан, наряду с наличием у благородных металлов таких характеристик, как их практически бесконечная делимость, их пластичность, их способность быть устойчивыми к внешним воздействиям, и множества других свойств, которые в совокупности стали решающей причиной их признания наиболее обмениваемым товаром и, следовательно, деньгами. Но сегодня, когда денежные системы вполне развиты, конкретная ценность благородных металлов более не оказывает решающего воздействия на факт их использования в качестве денег. Современные клиринговые системы и институт фидуциарных средств обращения сделали коммерческую практику независимой от объема и веса денежного материала.

Людвиг фон Мизес «Теория денег и кредита»

Comments are closed .