Рубрика: Экономика

Роль инновационного бизнеса в экономике

Как отмечалось выше, развитие экономики в конце XX – начале XXI в. в существенной степени обеспечивалось ростом предпринимательской активности. Предпринимательство тесно связано с инновациями. Еще в 1912 г. Й. Шумпетер отмечал, что классическая политэкономия не учитывала главных особенностей предпринимателя – особых организационных умений, требуемых для ввода новых продуктов и процессов на рынок. Роль предпринимателя – «реформировать … способ производства путем поиска изобретений или … новых технологических возможностей» [Шумпетер, 1982]. Таким образом, предприниматель, создавая новые продукты, технологии и выводя их на рынок, обеспечивает инновационное лидерство, которое переходит от индивидов к крупным фирмам по мере созревания общества [Rickets, 2006]. Впоследствии Ф. Найт определил еще одну важнейшую черту предпринимательской деятельности, проведя различие между понятиями риска и неопределенности [Knight, 1921], – это готовность предпринимателей осуществлять деятельность, связанную с принятием рискованных решений, что, по мнению ряда исследователей, стало теоретическим обоснованием появления венчурного капитала, финансирующего инновационные старт-апы. Таким образом, инновации и предпринимательство являются очень близкими понятиями.

Предпринимательство – это деятельность, связанная с созданием и развитием новых предприятий, базирующаяся на новых технологических и рыночных возможностях и требующая мобилизации финансовых, кадровых, организационных и исследовательских ресурсов [Charron, 2008]. Такая трактовка подтверждает тезис П. Друкера о том, что предприниматель – это тот, кто способен воспринять и вывести на рынок инновационные идеи при условии осуществления систематической инновационной деятельности [Друкер, 2007]. Таким образом, инновационная деятельность берет свое начало в инновационном предпринимательстве.

Под инновационным бизнесом понимается форма предпринимательской активности, связанная с разработкой и выведением на рынок новых продуктов, технологий, новых методов организации производства, управления и маркетинга.

Инновационный старт-ап – предприятие, специально созданное для реализации инновационного проекта. Приближенным аналогом для понятия «инновационный старт-ап» в рамках российского законодательства является понятие «малого предприятия в научно-технической сфере». Статус малого предприятия подразумевает ряд налоговых льгот. Принадлежность малого предприятия к научно-технической сфере устанавливается классификатором ОКВЭД. Данная классификация дает предприятиям доступ к ряду государственных программ поддержки.

Проект может быть определен как совокупность определенных элементов (объектов материального и нематериального характера) и связей между ними, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Инновационный проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции (технологии) с целью получения прибыли или иного полезного эффекта.

Инновационный проект характеризуется следующими чертами.

  1. Высокая степень неопределенности параметров проекта (сроков достижения намеченных целей, предстоящих затрат, будущих доходов) уменьшает достоверность предварительной экономической оценки и предполагает применение дополнительных критериев оценки и отбора.
  2. Инновационный проект ориентируется на долгосрочные результаты, что требует создания надежной базы прогнозирования и учета фактора времени в экономических расчетах.
  3. Участие высококвалифицированных специалистов, творческих работников, уникальных ресурсов требует тщательной разработки отдельных этапов проекта.
  4. Существует высокая вероятность получения неожиданных и представляющих потенциальную коммерческую ценность побочных результатов исследований. Это предопределяет дополнительные требования к гибкому управлению инновационным проектом, способности к быстрому вхождению в новые отрасли бизнеса, рынки и т. д.

Проект – это система, обладающая прямыми и обратными связями, а управление проектами основано на системном подходе.

Согласно системному подходу проект обладает рядом свойств, которые необходимо учитывать при организации работ по его реализации.

  • Проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой.
  • Состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации. Некоторые элементы могут появляться, а некоторые выходить из состава проекта.
  • Проект, как и всякая система, может быть разделен на элементы. При этом между элементами должны существовать и поддерживаться определенные связи.

Инновационная деятельность предприятия в этом смысле может рассматриваться как совокупность осуществляемых инновационных проектов. Старт-ап же может быть создан для реализации единственного инновационного проекта. Следовательно, предприятия инновационного бизнеса преимущественно относятся к малым (хотя это не отменяет того факта, что крупные корпорации инвестируют значительные средства в исследования и разработки и являются держателями большей части патентов).

Инновационный проект как система

Рис. Инновационный проект как система

Важность инновационного бизнеса для развития экономики подчеркивается всеми исследователями инновационного процесса. В 1970-х гг. американский экономист Д. Берч вывел так называемую теорию «газелей». Итоги опубликованного в 1979 г. исследования «Процесс создания рабочих мест» заключались в следующем:

  • новые рабочие места в экономике США создаются почти исключительно малыми предприятиями. За последние 20 лет в американской экономике до 90 % новых рабочих мест создано именно малыми компаниями [Инновационная экономика, 2004];
  • сама группа малых предприятий характеризуется существенной неоднородностью. Большинство из них, возникая как малые фирмы, в дальнейшем не увеличивают своих размеров (или увеличивают их незначительно). Решающий же вклад в экономическое развитие вносят так называемые «газели» (в противовес не растущим «мышам» или не динамичным крупным корпорациям – «слонам»). Это малые фирмы, которые за короткий промежуток времени вырастают до размеров крупных транснациональных корпораций, устойчиво поддерживая высокие темпы роста в течение длительного периода времени. В США в настоящее время к «газелям» относятся предприятия, которые не менее четырех лет подряд имели темп прироста объема продаж не менее 20 % ежегодно.

В 1998–2002 гг. «газели» (на тот период времени – 2 % всех американских фирм) обеспечивали 200 % прироста занятости в США. Это означает, что они не только обеспечивали весь фактически наблюдавшийся рост занятости, но и компенсировали уменьшение численности работающих на всех остальных предприятиях страны. Классические примеры «газелей» существуют и в других странах (например, компания Nokia Corporation обусловливает около 50 % роста ВВП Финляндии).

Методология исследования газелей разработана и в европейских статистических обследованиях [Measuring…, 2009].

Исследование по усовершенствованной методике Д. Берча было проведено и в России [Опыт конкуренции…, 2007]. Были выявлены примеры «газелей» в банковском секторе (банк «Русский стандарт»), в секторе телекоммуникаций (все три лидирующие операторы сотовой связи), в легкой промышленности (Ralf Ringer), в розничной торговле («Евросеть», «Пятерочка», «Топ-книга»), в интернет-бизнесе («Яндекс», РБК) и в ряде других отраслей экономики.

Появление «газелей» обусловлено макроэкономической конъюнктурой. Например, венчурные инвесторы предпочитают высокотехнологичные отрасли именно потому, что в них малые фирмы имеют все шансы превратиться в «газелей» и обеспечить инвесторам солидный учредительский доход. Исследователи отмечают высокую инновационную активность «газелей», которая заключается в осуществлении не только исследований и разработок, но и не технологических инноваций, дающих им устойчивые конкурентные преимущества. К таким инновациям могут быть отнесены новые системы сбыта, новые маркетинговые методы, методы организации производства и др. Исследования предпринимательства [Measuring…, 2009] позволяют оценить инновационную активность малых предприятий как достаточно высокую. В странах ЕС в 2007 г. она составляла от 8 % в Венгрии до 24 % во Франции (измерялась как доля малых предприятий, выведших на рынок новые продукты, к общему количеству малых предприятий).

Comments are closed .