Рубрика: Экономика

Реакция человека, не являющегося экономистом, на модель предложения труда

Впервые рассматривая экономическую модель предложения труда, многие люди, не являющиеся экономистами, считают ее самым нереальным способом описания того, как люди распределяют свое время между досугом и трудом. Большинство работ не предусматривает широкого выбора продолжительности рабочего дня. Можно, конечно, выбирать между полным и неполным рабочими днями, но последние часто настолько непривлекательны, что большинство работников сразу отвергают возможность их выбора.

Отчасти такая критика модели предложения труда основывается на слишком узком ее понимании. Модель не содержит утверждения, что люди в буквальном смысле выбирают количество часов для своей ежедневной работы. Критики совершенно правы, указывая на то, что этот выбор не всегда доступен для большинства рабочих. Однако этот выбор, оказывается, все же существует. Выпускники юридической школы, например, могут работать в юридических фирмах быстрого реагирования, где установлена 7-дневная рабочая неделя из расчета по 14 часов в день, или же в фирмах, где рабочий день заканчивается в 5 ч вечера. Люди могут выбирать такую работу, как преподавание, предполагающее продолжительные летние перерывы; они могут работать в ночную смену; они также могут часто менять работы или чередовать их.

Но даже учитывая все вышеизложенное, а также наличие гибкого графика рабочего дня, нужно честно признать, что варианты выбора количества рабочих часов для большинства людей ограничены. Если фирма может предложить гибкий график рабочего дня, не вызывающий потери в производительности труда, то она получает преимущество. Но на большинстве фирм предусмотрено взаимодействие между группами работников, и если они не работают в одни и те же часы в течение дня, то производственный процесс нарушается. Конечно, на некоторых фирмах возможна различная продолжительность рабочего дня, но и здесь часто имеются ограничения. Если работники одной фирмы взаимодействуют с работниками другой фирмы (пусть даже это будет обмен информацией по телефону), то в течение определенного промежутка времени люди обязательно должны находиться на своих рабочих местах.

Итак, по мнению, вероятно, многих людей, количество их рабочего времени, скорее всего, является результатом ограничений, наложенных предпринимателями, чем их собственным обдуманным выбором. Необходимость взаимодействия работников объясняет существование общей рабочей недели, а не то, почему она длится 40, а не, скажем, 30 ч, — на этот вопрос нам помогает ответить экономическая модель предложения труда. Рабочая неделя длится 40 ч потому, что это желание большинства работников. Если большинство людей решат, что дополнительный час досуга гораздо ценнее, чем дополнительная заработная плата за этот час, то стремящиеся к выгоде предприниматели получат немедленный стимул к сокращению продолжительности рабочей недели. Здесь мы опять видим, что сила простой теории состоит в объяснении поступков людей, даже когда эти поступки вызваны причинами, которые не поддаются контролю.

Comments are closed .