Рубрика: Экономика

Принцип барахолки

Может показаться, что принцип полного раскрытия является предельно ясным. Однако его последствия иногда далеко не столь очевидны. Каким образом, например, он поможет разрешить давний парадокс, заключающийся в том, что новый автомобиль обычно теряет значительную часть своей рыночной стоимости в тот момент, когда покидает демонстрационный зал? Почему новая машина, стоившая 15 000 долл. во вторник, будет стоить 12 000 долл. на рынке подержанных автомобилей в среду? Очевидно, что машина не может потерять 20% своей стоимости за 24 ч только за счет физической амортизации.

Экономисты годами ломали головы, пытаясь понять причину этих странных явлений. Отказываясь от базовых принципов, некоторые даже утверждали, что потребитель питает иррациональную неприязнь к подержанным машинам. Джордж Акерлоф, экономист из Беркли, однако, предположил, что подобная таинственная неприязнь совершенно не обязательна. В одной из своих наиболее известных за последние несколько десятилетий экономических работ «Рынок ненужных вещей» он дает остроумное альтернативное объяснение (которое стало первым четким изложением принципа полного раскрытия).

Акерлоф начал с предположения, что новые автомашины могут быть, грубо говоря, двух типов — хорошие и имеющие скрытые дефекты. Эти 2 типа машин визуально неразличимы. Только владелец знает, какого типа оказалась его машина. Поскольку покупатель не может определить заранее тип машин, все машины имеют одинаковую цену. Можно предположить, что эта единая цена будет равна средневзвешенной стоимости машин обоих типов, причем их веса будут пропорциональны соотношению между этими типами машин. На рынке новых автомобилей такое интуитивное предположение оказывается в целом справедливым.

На рынке подержанных автомобилей, однако, обстоятельства складываются по- другому. Здесь доля машин, имеющих дефекты, гораздо выше, чем на рынке новых автомобилей. Когда покупатели подержанных машин осознали эту закономерность, то цены на подержанные машины стали падать. Это снижение цен укрепило первоначальное решение владельцев хороших машин не продавать их, в результате чего на рынок подержанных машин стали поступать только автомобили с дефектами.

Открытие Акерлофа состояло в осознании того факта, что само предложение подержанной автомашины на продажу содержит важную информацию об ее качестве. Разумеется, наличие серьезного дефекта не всегда является единственной причиной, побуждающей владельцев продавать свои машины. Но даже если причина продажи не связана с качеством машины, все равно владелец хорошего автомобиля не сможет получить его полную стоимость на рынке подержанных машин. И это является единственной причиной возникновения знакомого нам процесса ранжирования. Действительно, бездефектные машины редко появляются на рынке подержанных автомобилей, если отсутствуют какие-либо внешние причины (например, вынужденная продажа машины в связи с отъездом за рубеж).

Разъяснение Акерлофа укрепляет наше интуитивное предположение о том, что физическая амортизация не является единственной причиной резкой разницы в ценах на новые и подержанные автомашины. Эту разницу разумнее представить как следствие того, что предлагаемые к продаже подержанные автомашины как определенный класс автомашин в среднем имеют худшее качество, чем новые.

ПРИМЕР

В одной из стран Восточного блока определенная доля (Z) всех персональных компьютеров имеет дефекты. Однако определить их может только владелец. Потребители нейтральны к риску, и стоимость бездефектного компьютера составляет 2000 долл. Компьютеры при их использовании физически не амортизируются. Новые компьютеры продаются по 1000 долл., а подержанные — по 500 долл. Каково значение Z?

По принципу барахолки нам известно, что все предлагаемые к продаже подержанные компьютеры должны иметь дефекты. (Владелец бездефектного компьютера не продаст его за ту цену, которую предлагают на рынке подержанных компьютеров, и предпочтет оставить его себе.) Соответственно цены подержанного и дефектного компьютера будут одинаковы. (Помните, что по нашему предположению его использование не вызывает снижения цены.) Поскольку потребители нейтральны к риску, то цена нового компьютера — 1000 долл. — будет средневзвешенной ценой для бездефектных и дефектных компьютеров, где вес определяется соответствующей вероятностью. Тогда мы имеем:

1000 долл. = 500 долл. * 7 + 2000 (1 — Z) долл.,

откуда следует, что Z = 2/3

Comments are closed .