Рубрика: Экономика

Предпринимательство как экономическая категория

Предприятие — самостоятельно хозяйствующий субъект, обла­дающий правами юридического лица, который на основе использования имущест­ва трудовым коллективом производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Предприятие основано на предпринимательской деятельности.

Предпринимательство — это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с традиционным и новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

В области туристской деятельности предпринимательство в большей сте­пени связано с оказанием услуг.
Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как от­дельные частные лица, действующие от своего имени и под свою имущественную ответственность, так и объединения партнеров, действующие под ответственно­стью юридического лица.

Известны две модели предпринимательства:

  • классическое предпринимательство
  • инновационное предпринимательство

Классическое предпринимательство — это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов при ис­пользовании традиционных приемов хозяйствования для повышения рентабель­ности деятельности организации и обновления номенклатуры услуг.

Инновационное предпринимательство — это предпринимательская дея­тельность на основе новаторства в целях создания новшеств посредством ис­пользования неизвестных факторов экономики, или путем их нового сочетания с традиционными. Такая новаторская деятельность, как правило, приносит более ощутимый результат, чем традиционное предпринимательство, но предъявляет особые требования к предпринимателю.

Предприниматель должен:

  • обладать самостоятельностью и независимостью в принятии решений по любому вопросу деловой деятельности в рамках действующего законо­дательства
  • иметь экономическую и иную заинтересованность в результатах своей деятельности, т. е. рассчитывать получить максимально возможную прибыль
  • идти на риск и брать на себя ответственность. Под риском понимают возможность возникновения в ходе реализации планов неблагоприятных условий, приводящих к убыткам. Различают риски производственные, коммерческие, финансовые, инвестиционные и рыночные. Методами снижения риска и уменьшения потерь от возникновения событий риска являются прогнозирование развития рынка, распределение риска между партнерами, страхование, резервирование средств на покрытие не­предвиденных расходов и др.
  • всегда иметь инновационный подход к деятельности (т. е. новаторство в использовании имеющихся факторов производства товаров/услуг, в поисках и привлечении новых потребителей услуг, факторов производства, новых рынков сбыта и нетрадиционных организационных форм деятель­ности). Для предпринимателя движущей силой в поиске и внедрении новшеств является ожидание сверхприбылей

Для успешной организации доходного дела в современных условиях пред­приниматель должен иметь хорошую профессиональную подготовку, необходи­мые знания в области экономики, политики, психологии, юриспруденции, органи­зации производства продукции и услуг, а также уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала.

В предпринимательской деятельности выделяют следующие стадии:

  1. Накопление и отбор предпринимательской идеи, в которой могут быть совмещены возможности предпринимателя с потребностями рынка.
  2. Планирование производственной и финансово-хозяйственной деятель­ности, маркетинга.
  3. Определение потребностей в ресурсах (в том числе в денежных средст­вах) и в поставщиках.
  4. Управление проектом, т. е. техническая, финансовая, организационная подготовка производства товаров/услуг, осуществление запланирован­ной деятельности.
  5. Управление предприятием — контроль, анализ и корректировка действий, накопление опыта, поиск новых идей.

Успех предпринимателя зависит от условий, в которых он функционирует. Вот некоторые из них.

Предпринимательская среда — это общественные условия (ситуация), в ко­торых осуществляется предпринимательство, и которые оказывают влияние на результаты предпринимательства. Различают следующие группы условий:

Экономические условия — это фактическое предложение товаров/услуг и платежеспособный спрос на них; доходы фактических и потенциальных туристов; наличие, величина и доступность заемных средств для предпринимателей; нали­чие альтернативных товаров/услуг и цен на них; развитость инфраструктуры тури­стского рынка; условия конкуренции.

Социальные условия — это представление общества о путях развития пред­принимательства и отношение к нему (неприятие, терпимость, одобрение); отно­шение государства (аппарата управления) к предпринимательству; национальные традиции и обычаи; образовательный уровень специалистов, с которыми пред­приниматель вступает в деловые отношения.

Правовые условия — законы и подзаконные акты, регулирующие предприни­мательскую деятельность и создающие наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. Важнейшими являются законы о правовых гаран­тиях предпринимательской деятельности, включая право на собственность и со­блюдение договорных обязательств.

Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности вызывается следующими причинами:

  • необходимостью создания условий добросовестной конкуренции, потому что конкуренция затрагивает интересы предпринимателей, и они пытаются соз­дать себе конкурентные преимущества
  • необходимостью защиты потребителя от недобросовестной деловой практи­ки (ложь в рекламе и др.)
  • необходимостью защиты высших интересов общества от безнравственных действий некоторых предпринимателей

Слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами. Ме­неджер — это наёмный профессионал, управляющий чужим имуществом и средст­вами рациональным способом. Предприниматель управляет собственным или заимственным имуществом и средствами, и в своей деятельности использует ново­введения, как правило, собственные.

Comments are closed .