Рубрика: Экономика

Планирование социального развития предприятия

Главной производительной силой предприятия является человек, персонал. Своим трудом работник создает материальные и духовные ценности. Чем выше человеческий капитал и потенциал его развития, тем лучше он работает на благо своего предприятия. Работники предприятия, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отноше­ния. В деловых рыночных отношениях социально-трудовая сфера становится ос­новой жизнедеятельности как отдельных работников, так и отдельных профес­сиональных групп, целых производственных коллективов. Сочетание личных и производственных мотивов деятельности работников является одной из важней­ших задач как социального планирования, так и в целом всего производственного менеджмента.

Социально-трудовые отношения — это комплекс отношений между наемны­ми работниками и работодателями в условиях рыночной экономики, нацеленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и обще­ства в целом достигаемый на основе социального партнерства.

Социальное партнерство в трудовой сфере представляет собой такой тип и систему отношений между работодателями и представителями наемных работни­ков, при котором в рамках социального мира обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов. Социальное партнерство предполага­ет:

  • согласование между партнерами распределения доходов, так и соци­ально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости и мер по защите интересов субъектов трудовых отношений
  • переговорный характер коллективно-договорного процесса и урегулиро­вания возникающих между сторонами противоречий и разногласий
  • наличие механизмов и институтов по согласованию интересов социаль­ных партнеров на различных уровнях
  • участие наемных работников в управлении предприятиями
  • снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов (в виде забастовок и локаутов) посредством применения различных методов примирения сторон

Социальные процессы на предприятии должны управляться, эти целям служит социальное планирование или планирование социального развития тру­довых коллективов. Социальному планированию на предприятии должно предше­ствовать комплексное социологическое исследование трудового коллектива, це­лью которого может быть изучение социальной структуры работников, выявление ее слабых звеньев и направлений совершенствования. Изучению подлежат во­просы отношения людей к труду, факторы привлекательности и непривлекатель­ности труда на предприятии в целом и в каждом его подразделении.

Особое внимание необходимо уделять:

  • изучению степени содержательности труда
  • его условий и уровня оплаты
  • текучести кадров
  • дисциплины труда
  • ценностных ориентаций в коллективе

Планирование социального развития коллектива предприятия выступает как метод управления социальными процессами в жизни коллектива.

Основной задачей плана социального развития коллектива является разра­ботка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающей гармоничные и всесторонние повышения качества жизни персонала предприятия в быту и каче­ства условий трудовой деятельности.

Разработка плана социального развития обычно входит в компетенцию планово-экономического отдела и социологической службы предприятия с при­влечением профсоюзного комитета.

Социальное планирование выступает частью общего планирования на предприятии, так как в ходе составления плана социального развития решаются многие технико-экономические задачи — повышение производительности труда, организация рабочего места, совершенствуется оплата труда, обеспечивается ка­чество работы и продукции и т.д.

Качественная особенность социального планирования, обусловленная са­мим объектом (всестороннее и гармоничное развитие личности и коллектива), требует дополнительной и специфичной информации и нормативов: данных о со­циальном и возрастном составе работающих, об их запросах и склонностях, обра­зовании, квалификации, взаимоотношениях в коллективе. Такая информация мо­жет быть получена лишь в результате конкретных социологических исследований, выполняемых по особым программам и методам. Для получения информации при составлении планов социального развития используют следующие основные ме­тоды:

  • непосредственное наблюдение за коллективом и деятельностью его об­щественных организаций, беседы с рабочими и руководителями
  • изучение служебной документации и материалов общественных органи­заций, характеризующих социальную структуру работников, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей
  • анкетный опрос и интервьюирование с целью выяснения мнений работ­ников и их предложений по различным вопросам социальной жизни кол­лективов
  • структура анкет и метод обработки данных выбирается по ре­комендациям социологических служб
  • анализ и использование опыта планирования социального развития кол­лективов на других предприятиях, а также литературных данных
  • социальный эксперимент, цель которого — проверить возможности осу­ществления и эффективность рекомендаций, выработанных в результа­те анализа собранной информации
  • статистический анализ массовых данных

План социального развития коллективов предприятий, как правило, состав­ляется в виде перспективного на пятилетку с разбивкой заданий по годам плани­руемого периода. Типовая структура плана социального развития коллектива предприятия включает четыре раздела:

  • изменение социально-демографической структуры коллектива; повыше­ние квалификации и образования кадров работающих
  • основные мероприятия по улучшению условий и охраны труда, укрепле­нию здоровья работников
  • улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий рабо­тающих и членов их семей

В целях обеспечения выполнения заданий по всем пунктам плана устанав­ливаются конкретные задания, сроки и лица, ответственные за выполнение; вы­деляются необходимые средства; коллектив мобилизуется на выполнение запла­нированных мероприятий и работ; вводится контроль за реализацией заданий плана. Мероприятия этого плана включаются в оперативно-календарные планы соответствующих производственных подразделений и отделов, которые несут от­ветственность за их выполнение наравне с планами производства.

Все мероприятия плана социального развития коллектива согласуются с другими разделами и в первую очередь с планом по труду, планом технического и организационного развития производства, финансовым планом.

Источники финансирования мероприятий плана социального развития раз­нообразны, но должны быть точно определены. В зависимости от характера ме­роприятий они могут финансироваться из фонда, выделяемого на реконструкцию, фондов освоения новой техники, развития производства, а также из кредитов бан­ка, из части амортизационных отчислений, идущих на капитальный ремонт.

Параллельно с планом социального развития коллектива многими предпри­ятиями разрабатываются так называемые социальные паспорта. Этот опыт целе­сообразно использовать и в ИГиТ. Социальный паспорт предприятия представля­ет собой совокупность показателей, отражающих состояние и перспективу соци­ального развития. В нем характеризуются:

  • социальная структура коллектива предприятия
  • его функции
  • условия труда
  • обеспеченность работников жильем, детскими дошкольными учрежде­ниями, подразделениями социальной инфраструктуры на самом пред­приятии

В паспорте отражаются внутриколлективные отношения, социальная актив­ность работников и другие вопросы. Данные из социального паспорта использу­ются при разработке плана социального развития.

В дополнение к планам социального развития могут разрабатываться спе­циализированные социальные программы, такие, например, как «Здоровье», «Женский труд», «Молодежь», «Жилье», «Условия труда» и др.

Планирование социального развития трудовых коллективов обеспечивает рост социальной эффективности, которая, наряду с экономической эффективно­стью, является важнейшей предпосылкой и условием благополучия предприятия и его работников.

Comments are closed .