Рубрика: Экономика

Налоговая политика и рынок капитала

Налоговая политика правительства в области доходов от инвестиций часто оказывает значительное влияние на распределение людьми своих ресурсов. Один из примеров — исключения из системы налогообложения, предусмотренные для держателей муниципальных облигаций. Муниципальные облигации во многом аналогичны облигациям корпораций, за тем лишь исключением, что они выпускаются не корпорациями, а местными властями. Инвестор дает в долг городским властям некоторую сумму, скажем, 10 000 долл., а город выплачивает ему некоторую процентную ставку, скажем, 7%, на протяжении периода, обычно составляющего 10 лет, а затем возвращает ему 10 000 долл.

Чтобы облегчить местным правительствам получение средств, Конгресс освободил доходы на муниципальные облигации от обложения федеральным налогом. В нашем примере держатель облигаций должен получать ежегодно 700 долл. не облагаемого налогом дохода. Доходы на федеральные облигации, так же, как доходы на облигации корпораций, подлежат обложению налогом.

Услышав впервые о такой политике правительства, вы, возможно, удивитесь тому, что люди продолжают покупать и другие облигации кроме муниципальных, — зачем покупать облигации федерального правительства или корпораций и платить налог на доходы от них? Дело в том, что люди покупали бы только муниципальные займы, если бы предлагаемые ими условия были в остальном такими же, как условия других облигаций. Однако местные правительства не могут выплачивать такие же высокие процентные ставки, как другие эмитенты. Например, по 10-летним казначейским билетам (наиболее распространенным федеральным облигациям) выплачивается 9% годовых, тогда как по 10-летним облигациям г. Айова — только 7%.

Тип облигаций, которые вам следует покупать, определяется предельной ставкой налогообложения ваших доходов. Предположим, что ваши доходы высоки и что любой получаемый вами дополнительный доход будет облагаться по ставке 33%. Федеральные облигации, приносящие 900 долл. дохода в год, после уплаты налога дадут вам 600 долл. дохода. Значит, вам лучше купить муниципальные облигации с их меньшим, но свободным от налогообложения доходом 700 долл. в год. Рассмотрим теперь альтернативу: вы платите налоги по предельной ставке, составляющей только 10%. Ваш доход после уплаты налога по федеральным облигациям составит 810 долл., что существенно больше дохода по муниципальным облигациям, по-прежнему равного 700 долл.

Налоговая политика также сказывается на решении фирмы о покупке или аренде оборудования. Согласно федеральному налоговому законодательству фирме гарантируются амортизационные отчисления на все принадлежащее ей оборудование. Детали определения размера этих отчислений достаточно сложны, но следующий простейший пример позволит прояснить его основные положения. Если фирме принадлежит станок, имеющий срок службы, скажем, 10 лет, то корпорации разрешается ежегодно списывать по 10% его покупной стоимости в виде амортизации. На эту сумму уменьшается облагаемая налогом часть прибыли корпорации. Это имеет глубокий экономический смысл, поскольку износ оборудования представляет собой законные эксплуатационные расходы компании и вы не должны платить налог с таких издержек, так же, как не платите налог на труд, бумагу и прочие ресурсы.

Сумма амортизации сокращает налоговые платежи только в том случае, если фирма должна платить налог на доходы. Если фирма не получает прибылей, а несет убытки или была создана как неприбыльная организация, то она не должна платить налоги федеральному правительству и ее амортизация не уменьшает величины налоговых платежей. Это обстоятельство открывает благоприятные возможности для предпринимателей, создающих компании по сдаче в аренду оборудования, для фирм, выплачивающих низкие налоги или вовсе освобожденных от них. Поскольку компания-арендодатель может снижать налоги за счет начисления амортизации в полном объеме, то она фактически может предоставлять оборудование своим клиентам дешевле, чем в случае, если бы те приобретали его самостоятельно. С точки зрения общества, однако, здесь не будет экономии ресурсов. То, что компания при этом экономит, правительство теряет на налогу с дохода. Однако чистым эффектом наверняка будет сокращение общей стоимости создаваемого продукта, поскольку дополнительные ресурсы будут израсходованы на создание лизинговых компаний.

Корпорации могут и другими способами распределять свои ресурсы, чтобы сократить налоги с дохода. Этих потерь можно избежать, если налог на прибыли корпораций просто отменить. В результате большая часть дохода корпораций будет переведена держателям ее акций, доход которых можно обложить налогом по ставке, которую правительство считает приемлемой.

В качестве последнего примера влияния налоговой политики на поведение инвестора рассмотрим отношение правительства к доходам на капитал, т. е. доходам, полученным от продажи активов, таких, как акции или объекты материальной собственности, цена которых возросла за время нахождения их во владении фирмы. Каждый, кто купил в 1980 г. пакет акций компании за 10 000 долл. и продал их в 1985 г. за 20 000 долл., получил в 1985 г. доход на капитал, равный 10 000 долл. До налоговой реформы 1986 г. налог с приращения капитала взыскивался по ставке, в 2 раза более низкой, чем налог с доходов, полученных из других источников.

Такое различие стимулировало фирму не выплачивать дивиденды своим акционерам. Если, например, фирма выплачивала акционеру 1000 долл. дивидендов, то этот доход облагался налогом по той же ставке, что и обычный доход, которая для богатого американца в 1985 г. составляла примерно 50%. Если же вместо этого фирма реинвестировала бы эти 1000 долл., то цена акций повысилась бы на эту сумму и держатель акций при их продаже мог увеличить свой капитал на 1000 долл., облагаемых налогом по ставке всего в 20%. Ежегодно, начиная с 1986 г., выдвигаются предложения вернуться к прежней практике дифференцированного налогообложения дивидендов и приращения капитала. Но это приведет к реальным экономическим издержкам, создав компаниям стимул для удержания дивидендов.

Comments are closed .