Рубрика: Микроэкономика

Три самых важных общественных блага.


Национальная оборона. Защита страны от иностранных агрессоров — классический пример общественного блага. Оно же — одно из самых дорогих. В 2009 г. расходы федерального правительства США на национальную оборону составили $ 799 миллиардов. Население страны расходится во мнениях относительно того, является ли эта сумма очень большой или слишком маленькой, но никто не ставит под сомнение обоснованность определенных расхо­дов на обеспечение национальной безопасности. Даже экономисты, выступающие за ограничение роли правительства, соглашаются, что национальная оборона — обще­ственное благо, которое должно предоставляться государством.

Фундаментальные научные исследования.
Генерация новых знаний — об­щественное благо. Если математик доказывает новую теорему, она попадает в общий «бассейн знаний», которым каждый желающий имеет возможность вос­пользоваться без всякой платы. Так как знания — благо общественное, фирмы стараются бесплатно получить новые научные результаты, их расходы на полу­чение научной информации совершенно недостаточны.

Оценивая политику генерации новых знаний, важно отличать общие знания от специфических технологических знаний. Технологические знания, такие как изобретение нового аккумулятора большой емкости, можно запатентовать. Изоб­ретатель имеет возможность извлекать большую, хотя определенно не всю, часть выгоды из своей разработки. Напротив, математик не имеет возможности запа­тентовать теорему, подобного рода знания относятся к общедоступным. Други­ми словами, патентная система делает специфические, технологические знания исключительными, в то время как общие научные знания таковыми не явля­ются.

Правительство пытается предоставлять общественный товар в форме на­учных знаний различными способами. Такие правительственные органы США, как Национальный институт здоровья и Агентство национальных фундаментальных исследований, субсидируют фундаментальные исследования в ме­дицине, математике, физике, химии, биологии и даже экономической теории. Некоторые специалисты считают, что большой вклад в пополнение знаний общества вносит и правительственная программа космических исследований. Не вызывает сомнений, что для производства многих частных благ, включая пуленепробиваемые жилеты и растворимый напиток Спрайт,используются материалы, разработанные учеными и инженерами в ходе подготовки высадке человека на Луну. Определить соответствующий уровень правительственное поддержки для подобного рода начинаний весьма сложно; основная трудность заключается в проблеме определения размера выгоды. Более того, конгрессмены, распределяющие соответствующие фонды исследований, обычно не обладают необходимыми научными знаниями, следовательно, не имеют возмож­ности оценить, какая программа наиболее перспективна, обещает максимальную отдачу.

Программы борьбы с бедностью. Цель многих правительственных про­грамм — помощь бедным. Программы поддержки беднейших слоев населения финансируются из налоговых поступлений более обеспеченных семей. Экономисты расходятся во мнениях относительно роли правительства в борьбе с бедностью. Сторонники программ поддержки бедных утверж­дают, что борьба с бедностью — общественное благо.

Предположим, что все мы предпочли бы жить в обществе, в котором нет бедных. Даже если это предпочтение широко распространено, борьба с бедно­стью не является «благом», которое способен предоставить частный рынок. Ни один человек не в силах устранить бедность как социальное явление в силу масштабов проблемы. Более того, частная благотворительность изначально противоре­чива: люди, которые палец о палец не ударят ради ближнего, бесплатно пользуются щедростью других. В этом случае налогообложение богатых людей для повышения жизненного уровня бедных принесет пользу каждому. Малообеспеченные граждане извлекают выгоду, потому что их уровень жизни повышается, а те, кто платит налоги, выигрывают, потому что они живут в обществе с меньшим количеством неимущих.

Comments are closed .