Рубрика: Микроэкономика

Сущность внешних эффектов

В ходе производства и реализации продукта производители несут определённые издержки. В условиях рынка все издержки компенсируются ценой. Однако возникают случаи когда это условие не выполняется:

  1. благо потребляется без оплаты
  2. не все издержки включены в цену

Некоторые сделки купли-продажи затрагивают интересы третьих лиц, тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем. Третьи лица могут нести дополнительные издержки или получать выгоду. В этом случае рыночная цена не способна передать достоверную информацию о товаре.

Результатом внешних эффектов является не эффективное расходование ресурсов и не объективное ценообразование.

Внешний эффект (экстерналия) — это издержки или выгоды от рыночных сделок не отражённые в цене блага, которые воздействуют на третьих лиц.

Основные черты:

  1. Сказываются на благосостоянии третьих лиц.
  2. Создание или потребление внешнего эффекта не оплачивается.

Различают частные,внешние и общественные издержки:

  • Частные издержки — затраты производителя, которые включаются в цену.
  • Внешние издержки — это затраты третьих лиц.
  • Общественные издержки — сумма частных и внешних издержек.

Различают частные, внешние и общественные выгоды:

  • Частные выгоды — полезность для данного потребителя.
  • Внешние выгоды — полезность для третьих лиц.
  • Общественные выгоды — сумма частных и внешних выгод.

Comments are closed .