Рубрика: Микроэкономика

Понятие общественного блага. Свойства общественных благ

Сущность и свойства общественных благ впервые были сформулированы в средине 20-ого века американским экономистом Полом Самуэльсоном.

Как и частные блага, общественные блага являются носителями полезности. Однако ценообразование, распределение и потребление их осуществляется не на рыночных условиях.

Общественное благо — благо, которое предоставляется на не рыночных условиях.

Свойства общественных благ:

  1. Могут потребляться в независимости от оплаты.
  2. Потребление может носить вынужденный или необходимый характер.
  3. Потребление связанно с положительными внешними эффектами: как только благо произведено — оно доступно для всех.
  4. Рыночный механизм ценообразования или не возможен, или затруднён.
  5. Объём индивидуального потребления не поддаётся измерениям.
  6. Появление новых потребителей не ограничивает возможности «старых».
  7. Невозможно запретить потребителям пользоваться благами.

Предельные издержки связанные с производством дополнительной единицы блага равны нулю, следовательно дополнительные товары должны продаваться по нулевой цене. Именно это делает не интересным производство общественных благ для частного сектора (фирм). Поэтому производством общественных благ занимается государство.

Именно наличие общественных благ делает необходимым вмешательство государства в рыночную экономику.

Comments are closed .