Рубрика: Микроэкономика

Экономическая природа и признаки предпринимательства


Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Экономическая природа предпринимательства неразрывно связана с рыночным хозяйством. Как свойство хозяйственной деятельности предпринимательство внешне проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов.

Обмен выполняет важные функции:

  • Во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу.
  • Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы.
  • В-третьих, как механизм удовлетворения общественных потребностей обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.
  • В-четвертых, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную.

Экономическую природу предпринимательства характеризует ряд признаков:

  • инициатива
  • коммерческий риск и ответственность
  • комбинирование факторов производства
  • новаторство

Предпринимательская инициатива.
Предпринимательство — инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску новых возможностей извлечения выгоды, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков является отличительной чертой предпринимателя. Предпринимательская инициатива — это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. В этой связи предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей, что является содержательным моментом деятельности предпринимателя,

Степень проявлений предпринимательской инициативы обусловлена границами ее экономической свободы. Когда уровень регламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициативность снижается. Напротив, либерализация в сфере хозяйственных операций способствует ее активизации. В этом смысле ключевой задачей развития предпринимательства является создание условий для активизации инициативной деятельности субъектов хозяйствования.

Коммерческий риск и хозяйственная ответственность.

Окружающая предпринимателя действительность представляется в виде не подвластной ему неопределенности. Неопределенность возникает как в связи со свойствами рынка (изменение конъюнктуры, цен и предпочтений потребителей), так и спецификой предпринимательства, выраженной в непредсказуемой реакции рынка на инициативные начинания предпринимателя, порождая тем самым коммерческий риск.

Являясь органической компонентой предпринимательской деятельности, коммерческий риск отличается от риска вообще. Его принятие связано не со склонностью индивидов к риску, а с их нацеленностью на обращение рыночной неопределенности в свою пользу в форме определенного вознаграждения. Риск основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху здесь всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью, степень которой в значительной мере определяет приемлемый для предпринимателя уровень риска. Одно дело, когда риск связан с недополучением дохода или даже понесением убытков, и другое — когда он чреват потерей собственности.

Сопровождающая риск хозяйственная ответственность ставит перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. Упразднить рыночную неопределенность предприниматель не в силах, но снизить риск он может следующими способами:

  • во-первых, путем страхования, позволяющего трансформировать риск в незначительные дополнительные издержки
  • во-вторых, разделив его с другими заинтересованными лицами

Между тем, способствуя снижению риска (возможные потери для от дельного участника), второй способ подрывает предпринимательскую мотивацию, так как предпринимательский доход будет разделен между участниками предприятия.

Противоречие, возникающее между мотивированным стремлением к риску и желанием снизить его степень, разрешается путем создания системы управления риском. В самом общем виде такая система должна включать: выявление источников риска и его последствий, проведение адаптационных мероприятий по преодолению возможных негативных последствий.

Комбинирование факторов производства.

Поиск лучших вариантов связан с комбинированием факторов производства, цель которого состоит в повышении отдачи (доходности) от каждого ресурса. Наиболее очевидной формой повышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение на рынки, где их альтернативная ценность выше и где они принесут больший доход. Такая деятельность называется арбитражированием. Арбитражирование легко обнаружил в сфере торговли и биржевой деятельности. При всем различии форм его проявления для него характерны: использование неравновесных рыночных ситуаций как способа изыскания новых возможностей, стремление к рационированию распределения ресурсов как источнику дополнительного дохода, содействие установлению рыночного равновесия через перераспределение благ. Перемещение ресурсов в целях их более эффективного применения — лишь общая формула более сложного по содержанию процесса повышения эффективности использования ресурсов.

Другой, более сложной по содержанию формой повышения эффективности применения ресурсов является комбинирование на основе принципа замещения факторов производства. Сущность его состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания факторов путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производства, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и, создавая новые технологии, обеспечивает поступательный ход развития общественных производительных сил.

При этом было бы упрощением сводить суть комбинирования к вопросу эффективности использования ресурсов. Предприниматель может изымать отдельные элементы из рыночной сферы и включать их в структуру собственной организации, изменяя характер самого механизма перераспределения ресурсов. Поэтому содержание функции комбинирования шире «принципа замещения», а само комбинирование может выступать фактором преобразования рыночной среды.

Новаторство.
Деятельность в условиях неопределенности требует от предпринимателя изобретательности и творческого подхода. И хотя указанные элементы в той или иной степени присутствуют в предпринимательской деятельности всегда, особенно зримо их значение проявилось с переходом к индустриальной стадии экономики, когда способность к генерированию и реализации новых идей стала определяющим фактором успеха предпринимателя.

Новаторство — это практическая реализация принципиально новых товаров, технологий, внедрение способов организации производства и сбыта, организационных форм предпринимательской деятельности. Как форма проявления творческого потенциала личности новаторство связано с человеческим фактором. Однако, сколь сильно ни зависела бы склонность к новаторству от личностных качеств индивидов, как явление экономической жизни новаторство все же обусловлено характером предпринимательской деятельности. Изобретатель — еще не новатор. Он становится таковым лишь тогда, когда реализует себя как предприниматель, то есть лицо, борющееся за лучшие результаты хозяйствования.

  • Во-первых, оптимальный способ преодоления рыночной неопределенности — это изменение самой рыночной ситуации в выгодном для себя направлении, что возможно только посредством инновационной деятельности.
  • Во-вторых, приобретение устойчивых рыночных преимуществ возможно также только посредством нововведений.

Поэтому в экономическом смысле действительной причиной, понуждающей предпринимателей к новаторству, является конкуренция между ними.

Ставшее внутренним свойством предпринимательства, новаторство в корне меняет взаимодействие рыночного спроса и предложения. Предложение перестает быть пассивным элементом рыночного механизма.

Приспосабливаясь к изменениям спроса, оно становится важнейшим условием изменения и даже формирования спроса, источником постоянного нарушения рыночного равновесия. Не интуиция и способность предугадать поведение рынка, а созидательная деятельность по изменению самих рыночных условий начинает играть роль определяющего фактора предпринимательства.

Предпринимательство же, имеющее новаторский характер, становится исключительно активным фактором научно-технического прогресса и движущей силой экономического роста.

Comments are closed .