Рубрика: Макроэкономика

Система национальной защиты населения, её принципы

Направления социальной защиты.

Развитие международных эко­номических отношений, их интернационализация и глобализация обусловили формирование международных аспектов социальной политики. Последняя уже перестала быть чисто национальным свой­ством той или иной страны, наоборот, складываются ее общенацио­нальные, общегосударственные направления развития и принципы функционирования. К таким общемировым стандартам социальной политики можно отнести следующие:

  • социальная политика приобрела свойство всеобщности. Это проявляется, с одной стороны, в том, что все страны мира неза­висимо от уровня экономического развития разрабатывают ком­плекс мер по обеспечению социальной защищенности своих граждан; с другой стороны, национальные системы социальной защиты населения сферой своей деятельности охватывают все слои населения, все демографические его группы
  • разработка в общемировом масштабе правового обеспечения сис­темы социальной защиты от объективно обусловленных рисков. Речь идет о том, что население всех стран мира получает ныне гарантии социальной поддержки со стороны государства, между­народных благотворительных организаций на случай потери трудоспособности, болезни, инвалидности или ущерба в случае аварии на производстве, пенсий по старости, пособий на случай смерти кормильца и т.д.
  • адресный характер социальной политики. Это выражается в том, что, например, социальная помощь оказывается не производ­ству или государству, где произошли авария или стихийное бед­ствие, а конкретным лицам, пострадавшим от этого бедствия. Причем такая адресная поддержка оказывается всем группам населения, попавшим в критическую ситуацию, а не только тем из них, которые отнесены к так называемым группам риска
  • выработка общемировых подходов к классификации критериев оценки степени социальной защиты и видов льгот. Так целевые пенсии и пособия получают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, семьи погибших военнослужащих и быв­ших узников фашистских концлагерей, реабилитированных граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, многодетные семьи, матери-одиночки и т.д. Виды льгот и услуг также соотносятся между собой. Это могут быть льготы на оплату жилья, топлива, налоговые льготы, на проезд в обществен­ном транспорте, в обеспечении жильем, лекарствами, санаторно-курортном обслуживании и т.д.
  • такие формы социальной помощи, как благотворительные акции, меценатство, бесплатные социально-бытовые услуги и питание и т.д.

Принципы социальном защиты.

Практика социальной защиты на­селения выработала ряд принципов ее организации. Остановимся на следующих:

  • принцип надежности системы социальной зашиты населения. Он предусматривает разработку системы правового обеспечения проводимых мер по социальной защите, создание самой систе­мы социальной защиты и механизма ее реализации, разработку комплекса целевых региональных программ, дополняющих и раз­вивающих республиканские и федеральные программы социаль­ной защиты с учетом демографических, социально-экономичес­ких и других особенностей региона и наличия в его распоряжении финансовых средств и используемых услуг
  • принцип максимального использования заработной платы как основ­ного источника обеспечения социальной зашиты занятого трудоспособного населения. Государство должно формировать социальную инфраструктуру в том направлении, чтобы она способствовала развитию человеческого фактора и росту производительности его труда
  • принцип непрерывного совершенствования системы социальных гарантий, направленных в первую очередь на укрепление стабильности, а также непрерывное поэтапное повышение таких ее характеристик, как минимальная заработная плата, минималь­ная пенсия, стипендия, пособие, других выплат и доведение их до уровня бюджета прожиточного минимума, а в перспективе — и до минимального потребительского бюджета соответствующих слоев и демографических групп населения.
  • создание единой системы адресной поддержки нуждающихся и не­защищенных слоев и малоимущих групп населения. Здесь не должны присутствовать какие-либо национальные, религиозные или эт­нические ограничения. Перед социальной политикой все долж­ны быть равны и равнозначны
  • стимулирующий принцип социальной политики, который с одной стороны, должен быть направлен на активизацию деятельности работающего, а с другой — на то, чтобы средства социальной помощи и поддержки расходовались на улучшение жизни насе­ления Как и в сфере трудовой занятости, в распределении соци­альных благ не должно быть уравниловки. Более высокую пен­сию должен получать тот, кто лучше трудился, от чьих доходов большие отчисления шли в фонды социального страхования; больший размер стипендии должен получать хорошо успева­ющий студент: лучший работник должен иметь возможность по­лучить путевку в более престижный санаторий и т.д.
  • принцип контроля и проверки нуждаемости в социальной защите. Он предполагает разработку и использование ряда критериев для выявления размера средств к существованию домохозяйств и от­дельных членов семьи, соотношения среднедушевого размера дохода с установленным минимальным размером прожиточного минимума, возможности или отсутствия таковой для увеличения среднедушевого дохода, наличия или отсутствия родственников, обязанных по закону содержать нуждающихся граждан. Помощь оказывается в первую очередь остро нуждающимся, чей доход находится ниже или на границе черты бедности, а затем, по возможности, и другим категориям нуждающихся
  • принцип самофинансирования системы социального страхования, в соответствии с которым пенсионные фонды по старости и не­трудоспособности должны носить накопительный характер за счет отчислений от доходов фирм, домохозяйств и отдельно взятых работников. Сейчас осуществляется переход на трехуров­невую пенсионную систему, когда первый уровень образует социальная пенсия, второй — трудовая (страховая), а третий — дополнительная негосударственная пенсия. Ее источником вы­ступят отчисления от доходов работников за период их занятия общественно полезным и нужным трудом. Социальная пенсия будет формироваться за счет средств государства, и ее величина будет зависеть от экономического состояния общества на данном  этапе развития. Дополнительная пенсия будет начинаться обще­ством тогда она будет выплачиваться из государственных средств, либо же работник сам будет производить дополнительные отчисления в пенсионный фонд, и тогда она будет иметь своим источником эти отчисления и проценты за их хранение в банке
  • принцип регулирования и соотношения сверхвысоких и низких доходов различных групп населения, с тем чтобы сглаживать экономическое неравенство в обществе и предотвращать возможные социальные взрывы и потрясения
  • принцип селективности (избирательности) предполагает поддерж­ку государством малообеспеченных граждан через и посредством разработки и реализации гибких программ, имеющих целевое на значение по оказанию помощи детям нуждающихся родителей или сиротам через систему дошкольных учреждений (минималь­ная их оплата), школьные учреждения (бесплатные учебники, бесплатные обеды), инвалидам с детства и т.д.

Эти принципы будут носить действенный характер и играть роль социально значимых в условиях обеспечения общей стабильности экономического, социального и политического положения в обще­стве.

Comments are closed .