Рубрика: Макроэкономика

Проблемы государственного регулирования экономического роста

Согласившись с тем, что в целом экономический рост выступает желательным явлением, мы сталкиваемся с проблемой, какие меры государственного регулирования способны наилучшим образом стимулировать этот процесс. Кейнсианцы рас­сматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Они обычно объясняют низкие темпы развития недостаточным уровнем совокупных расходов, который не обеспе­чивает необходимого прироста ВНП, Поэтому ими проповедуется политика «дешевых денег» как способ стимулирования инвестиций. Для того чтобы высокий уровень капитальных вложений не приводил к инфляции, может использоваться финансово-бюджетная политика ограничения правительственных расходов и потребления.

В противоположность кейнсианцам, представители одного из направлений неоклассиков — «экономики предложения» — делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал эконо­мической системы. Концепция экономической динамики данного учения носит в целом критический характер и направлена на изучение сложной проблемы — отрицательного влияния на темпы экономического роста необоснованного вмешательства в экономическую систему государства и профсоюзов. Теоретики предложения счита­ют, что, поскольку действия правительства финансируются по линии бюджета, они входят в непроизводительное потребление, отвлекают денежные ресурсы, которые в противном случае могли бы использо­ваться для инвестирования. Другим отрицательным фактором, по их мнению, является несовершенство налоговой системы, прежде всего высокий уровень налогообложения доходов корпораций. Неоправ­данно большие налоги вносят существенные искажения в рыночные процессы, способствуют искусственному снижению предельной эф­фективности факторов производства. Она может уменьшиться на­столько, что владельцы сбережений откажутся oт инвестирования, а население предпочтет пособие по безработице заработной плате. Это вызовет сокращение реальных доходов и частных сбережений и в результате падение темпов экономического роста.

Следующую причину падения темпов экономического роста те­оретики предложения усматривают в государственных расходах на социальные цели. Свою точку зрения они аргументируют следу­ющими моментами:

  • во-первых, такая политика является причиной роста налогов и бюджетных дефицитов
  • во-вторых, она способствует сокращению предложения труда и увеличению уровня безработицы
  • в-третьих, когда, например, социальное обеспечение выступает в виде пенсий, происходит искусственное увеличение текущего потребления в ущерб сбережениям

Существенным фактором, замедляющим экономическое раз­витие, теоретики предложения считают покрытие дефицитов госу­дарственных бюджетов посредством государственных долговых обя­зательств. Дело в том, что в данном случае правительство отбирает у частного сектора кредитные ресурсы и перекачивает их в сферу соб­ственного потребления. Результатом становится «вытеснение» част­ного сектора с рынка капиталов. Эконометрическии и теоретичес­кий анализ этого явления был впервые приведен Р. Барроу, который и назвал его «эффектом вытеснения» частного спроса государствен­ным. Ученый утверждает, что в условиях данного способа финанси­рования бюджетного дефицита правительство отрицательно влияет на частное производство. При бюджетном равновесии это воздей­ствие исчезает, финансовые рынки перестают подвергаться опусто­шению со стороны государства, а падение частного спроса полностью компенсируется увеличением государственного. Последователи Барроу доказали, что даже при равенстве доходов и расходов государство оказывает негативное воздействие на экономику. Дело в том, что перераспределение совокупного спроса ведет к замене частных ин­вестиций на государственные либо потребительских расходов на государственные. В первом случае происходит вытеснение частных капиталовложений государственными, обладающими меньшей эффективностью, а во втором — сокращение частных инвестиции. В любом случае политика, ориентированная на управление совокуп­ным спросом, не принесет ничего, кроме вреда, поэтому теоретики предложения требуют её исключения из арсенала средств вмеша­тельства в экономическую систему.

Практика развитых государств в области регулирования экономи­ческого роста включает как рекомендации кейнсианства, адаптированные к сегодняшнему дню, так и неоклассиков. В целом можно выделить следующие ее направления:

  1. Государство берет на себя решение тех проблем, которые недо­ступны рыночной системе. Это финансирование фундамен­тальных исследований, производство общественных товаров, ликвидация последствий внешних эффектов, антимонополь­ная политика и т.п.
  2. Антициклическое регулирование, или политика краткосрочной стабилизации. Эта сфера деятельности на­чала развиваться под воздействием идеи ксинсианства в 30-е гг. Задача государства виделась в том, чтобы не допустить жестких дисбалансов рынков, а поскольку предложением управлять сложнее, то возникла необходимость регулирования спроса. Здесь возможности государства значительно шире, поскольку реально использование бюджета и денежного обращения. Глав­ным способом антициклического регулирования стала денеж­ная политика. При ее осуществлении государство вызывает два эффекта. Во-первых, увеличивается объем денежной массы в обращении и прогрессирует открытая инфляция, результатом же является рост потребительского спроса (что и требовалось прави­тельству). Во-вторых, по мере роста предложения денег начинают падать процентные ставки, конечным же итогом этого процесса становится возрастание величины инвестиционного спроса. Манипулировать совокупными расходами можно при помощи не только денежной политики, но и налоговой. В данном случае государство может во время спада уменьшать налоги, увеличивая таким образом размер эффективного спроса, а в периоды подъ­ема — проводить противоположную политику. В этом плане хоте­лось бы отметить, что под влиянием идей неоклассиков политика краткосрочной стабилизации претерпевает определенные изменения. Так, инвестиционные методы, связанные с денежной экс­пансией и наращиванием расходов государства, уходят в прошлое, уступая место налоговой политике. Основной расчет делается на уменьшение ставок налогообложения, и в первую очередь это относится к прибыли, поскольку последняя выступает основой инвестиционного процесса.
  3. Структурное регулирование. Решая данную проблему, государство стремится снизить риск осуществления инвестиционных проектов, стимулирует предпринимателей осваивать новые сектора экономики, где перспективы получения прибыли первоначально туманны, поддерживает экспортные отрасли и т.п. Осуществляя указанную деятельность, государство использует инструменты бюджетной и кредитной политики. Может производиться распре­деление субсидий, могут применяться налоговые льготы, выда­ваться льготные кредиты и т.п.
  4. Политика ускоренной амортизации. Она проводится посредством увеличения государством нормы амортизации основного капитала. Это дает возможность предпринимателям быстрее обновлять средства труда. Наибольшие нормы амортизации характерны для самых передовых отраслей. Эта политика ведет к высоким темпам обновления основного капитала, что расширяет спрос на совре­менные средства труда, увеличивает емкость рынка, особенно для продукции передовых отраслей.
  5. Налоговая политика. Под влиянием идей «экономики предложе­ния» она заняла доминирующее положение в области инструмен­тов государственного стимулирования экономического роста. Главное направление ее радикальной реформы сторонники эко­номики предложения видели в значительном уменьшении ставок налогообложения с целью мобилизации частного сектора эконо­мики. Эта позиция является диаметрально противоположной кейнсианской «точной настройке», одним из методов которой является антициклическое краткосрочное манипулирование налоговыми ставками для управления совокупным спросом. По замыслу теоретиков предложения снижение их должно быть дифференцированным и пропорциональным предельной эффек­тивности капитала. В первую очередь это относится к налогам на доходы от капиталовложений, поскольку позволит переместить в производственную сферу денежные ресурсы, которые ранее вкладывались в недвижимость, потреблялись и т.п.

Особая роль отводится и реформе налогообложения лиц с высо­кими доходами. Основной приводимый в этом плане аргумент состо­ит в том, что богатых отличает большая склонность к сбережению, чем бедных. По мнению теоретиков предложения, налоговая реформа должна была вызвать следующие эффекты:

  • Во-первых, снижение налогов на доходы от инвестиций приведет к увеличению их эф­фективности. С течением времени это обернется ростом объема ка­питальных вложений и нормы накопления, ускорится обновление основного капитала, увеличатся производительность труда и тем­пы экономического роста.
  • Во-вторых, уменьшение подоходных налогов приведет к увеличению частных сбережений и кредитных ресурсов. Согласно теории предложения объем сбережений возрас­тет настолько, что его хватит и для частных инвестиций, и для финансирования кратковременного бюджетного дефицита. Частные сбережения рассматриваются как своеобразный резерв денежных средств, позволяющий размещать дополнительные долговые обязательства государства, не прибегая к эмиссии. Кроме того, снижение подоходных налогов окажет положитель­ное влияние на занятость не только косвенным путем через увеличение инвестиций, но и непосредственно — путем повышения реальной эффективности трудовых ресурсов и снижения естественной безра­ботицы.
  • В-третьих, уменьшение налогов приведет не к росту бюджет­ных дефицитов, а наоборот, к их сокращению и в результате обернется сильным антиинфляционным фактором. Для обоснования этой точки зрения используется кривая Лаффера.
  • В-четвертых, сокращение налогов в сочетании с обязательством ликвидировать дефицит бюд­жета приведет к уменьшению государственных расходов и в конеч­ном итоге обернется «очищением» рынков, за что и ратуют теоретики предложения.
  • В-пятых, снижение налоговых ставок, сокращение бюджетных дефицитов, жесткое ограничение темпа роста предло­жения денег позволяют полностью ликвидировать инфляцию и обес­печить возможности для беспрепятственного экономического роста.

Comments are closed .