Рубрика: Макроэкономика

Принципы построения налоговой системы

Любой вид бизнеса сталкивается с налоговой системой, ибо налоги нужны государству для осуществления функций управления, укрепления обороноспо­собности, решения других проблем общества и т.д. В этом плане зна­ние налоговых проблем выступает неотъемлемой частью общеэко­номической культуры производства.

Механизм налоговой системы весьма сложен, и во всех его тонко­стях способны разобраться лишь специалисты, тем не менее общее представление о сущности налоговой системы должен иметь каждый человек, ибо, желая того или нет, он будет втянут в систему налого­вых отношений, если не искушает себя стать правонарушителем.

Виды налогов бывают разные. Каждое государство устанавливает свою систему налогообложения на основе общих принципов раз­работанных практикой. Свод законов, которые используются при налогообложении и которые регулируют деятельность соответству­ющих государственных органов, представляет собой налоговое законодательство. Поэтому, базируясь на общи к принципах, своя законов, учитывающий особенности экономическою базиса и политического устройства, имеет свою специфику.

В основе построения налоговой системы заложены два принци­па — функциональный и территориальный. Функциональный принцип регламентирует порядок взимания налогов с физических и юриди­ческих лиц. При этом, когда речь заходит о физических лицах, во внимание принимаются граждане страны, а когда о юридических — предприятия и организации. С доходов физических лиц взимаются личный подоходный налог, социальные выплаты. Налог с юридических лиц включает: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, социальные отчисления от прибыли и нало­ги, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Территориальный принцип функционирования налоговой системы определяет величину и принципы отчислений средств в централизованный доход государства, механизм налоговых поступлении в региональные бюджеты, а также налогов, идущих в местные органы власти — городские, районные, поселковые.

Налоги выполняют три важнейшие функции — фискальную (рас­пределительную), регулирующую и социальную. Фискальная функция обеспечивает поступление средств в государственную казну, которые сосредоточиваются в бюджетной системе и внебюджетных фондах и используются для финансирования государственных расходов. Регулирующая функция осуществляется через систему дифференци­рованных налоговых льгот. Она может быть направлена:

  • во-первых, на стимулирование либо сдерживание развития отдельных отраслей и видов деятельности. В этом случае налоги регулируют предложе­ние продукции (услуг)
  • во-вторых, с помощью системы налогов го­сударство может сокращать либо увеличивать совокупный спрос

Социальная функция налогов направлена на сглаживание неравен­ства между доходами различных социальных групп населения и реа­лизуется посредством дифференцированного налогообложения.

Финансисты выделяют еще и контрольную функцию налогов, которая позволяет количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых сред­ствах. Кроме того, с помощью этой функции можно оценить эффективность налогового механизма, контролировать движение финансовых ресурсов, выявить необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Совокупность налогов принципов и методов построения, а также способов их взимания образует налоговую систему государства. С изменением форм государственного устройства меняется и нало­говая система.

В систему налогообложения должны быть заложены определен­ной принципы, следуя которым можно добиться определенного воз­действия на общественное воспроизводство, его динамику, структуру, состояние научно-технического процесса.

А. Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» сформулировал 4 основополагающих принципа налогообложения:

  1. подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу
  2. налог, который обязуется выплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен
  3. вид налога, срок уплаты и способ платежа должны быть удобны плательщику
  4. каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства

 

Comments are closed .