Рубрика: Макроэкономика

Политика государства по регулированию доходов населения

Государства экономически развитых стран разрабатывают и осу­ществляют комплекс мер по регулированию доходов населения. Борьба с бедностью стоит в центре этой деятельности, она связана со значительными денежными издержками. Здесь обычно выделяются два аспекта работы: с одной стороны, проводятся мероприятия по социальному страхованию населения в связи с уходом на пенсию. К этому разделу помощи относятся и пособия по безработице, ибо они также вычитаются из заработка работника и затем возвращают­ся ему как заработанные ранее деньги.

С другой стороны, выступают программы государственной помо­щи или благотворительные программы, в соответствии с которыми пособия предоставляются тем, кто не может заработать эти средства сам по тем или иным причинам. Программы эти финансируются за счет средств, аккумулируемых государством в виде налогов с населе­ния, хотя они называются государственными благотворительными программами.

Кроме названных средств регулирования доходов и борьбы с бедностью, разрабатываются еще специальные программы государственной помощи. Они касаются лиц, которые не могут работать: престарелых, инвалидов с детства, нетрудоспособных. Подобные программы имеют целью установить некий минимальный уровень дохода для указанных лиц, с тем чтобы они были относительно незави­симы от семей, родственников и близких в плане жизнеобеспечения.

Большинство цивилизованных стран используют также систему помощи неполным семьям с детьми. Цель подобных программ — оказание помощи сиротам, семьям, в которых дети не имеют финансовой поддержки одного из родителей вследствие их смерти, потери трудоспособности, развода или ухода из семьи.

В ряде стран практикуется реализация программ предоставления продовольственных талонов. Цель этих программ состоит в том, что бы обеспечить лиц, имеющих низкие доходы, минимумом продовольственных товаров. По этой программе семьи, имеющие низкие доходы, получают талоны, которые подлежат обмену на пищевые продукты. Нечто аналогичное происходит с финансированием расходов на медицинское обслуживание. Кроме непосредственных суб­сидий из государственных источников, различного рода выплаты производятся также из муниципальных бюджетов. Каждый член общества вправе рассчитывать на получение не только экономических но и социальных благ. Общество обязано подумать над обеспечением социального равенства людей, в противном случае оно не сможет считаться справедливым. Речь в данном случае идет о равном отно­шении людей к средствам производства, равном положении людей перед законом, равном праве на образование, на охрану здоровья и т.д. Речь идет о том, что любой член общества должен иметь равное право на получение, наряду с материальными, духовных ценностей.

Социальное равенство предполагает наличие справедливости. Люди могут быть допущены к получению социальных благ, но уровень реально получаемых благ может быть неадекватным. Здесь могут действовать стаж работы, занимаемая в период трудовой деятельности должность и т.д. С одной стороны, это справедливо, а с другой — нет. Конечно, социальные блага должны быть дифференцированными относительно прошлого трудового вклада, но целая их совокупность не должна быть дифференцированной. Как можно дифференциро­вать медицинское обслуживание престарелых, инвалидов? Очевидно, никак. А вот пенсионное обеспечение может и должно быть диффе­ренцированным с учетом прежней заработной платы. Такая реали­зация социального равенства позволит решать проблему роста эффективности общественного производства.

Проблемы социальной защищенности очень тесно увязываются с проблемами реформирования системы заработной платы. Причём особый интерес вызывает разработка этих вопросов применительно к сельскому хозяйству, так как в этой сфере экономики сложился самый низкий уровень оплаты труда и здесь специфика производства не позволяет эффективно работать механизму мотивации и стимулиро­вания труда в такой степени, как это происходит или может происхо­дить в других сферах экономики. При построении мотивационного механизма применительно к переходной экономике особую акту­альность приобретает возможность регулирования оплаты труда с целью обеспечения социальной защищенности работников важ­нейшими направлениями этой деятельности выступают:

  • выработка принципиально нового подхода к пониманию самой сущности заработной платы
  • выявление природы минимальной заработной платы
  • разработка механизма дифференциации заработной платы с учетом сложности условий труда
  • определение основ коллективно-договорного регулирования трудовых отношений

Реформирование аграрных отношений положительно сказалось на сущностных принципах организации заработной платы. Ныне трудовые коллективы сами устанавливают форму, системы и размер оплаты труда. Государство участвует в этом процессе, но косвенно, регулируя с помощью налогов доходы работников, устанавливая ми­нимальный размер оплаты труда в зависимости от прожиточного минимума. Складывается представление, что понятие минимальной заработной платы возникло в связи с кризисной ситуацией в эко­номике и падением уровня жизни населения в бывших социалисти­ческих странах и республиках СНГ, что не соответствует действи­тельности.

Впервые принцип государственного регулирования минимальной заработной платы был применен в Австралии в 1886 году. С этой целью на предприятиях из числа предпринимателей, рабочих, представителей профсоюзов создавались Советы, уполномоченные устанавливать справедливую минимальную заработную плату для своих отраслей экономики. На основе обобщения этого опыта парламент Великобри­тании в 1909 году принял закон о введении минимальной заработной платы в четырех наиболее низкооплачиваемых отраслях экономики. Впоследствии законы о минимальной заработной плате появились во Франции (1915), Норвегии (1918), Австрии (1918), Чехословакии (1919) и в других странах Европы. В 1917 году подобные законы были приняты в Канаде и Мексике, а еще ранее (в 1912 году) законы были приняты в ряде штатов Америки. В послевоенные годы аналогичные законы были приняты повсеместно, во всех странах мира. В основу подобного законодательства закладывались рекомендации Международной конференции труда от 1928 года «О процедуре установления минимальной заработной платы для занятых в сфере производства и торговли». В 1951 году процедура установления минимальной заработ­ной платы была распространена на сельскохозяйственных рабочих. В том же 1951 году Международной конференцией труда были приняты рекомендации «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран». С образованием Организации Объединенных Наций, Международная конференция труда была реорганизована в Международную организацию труда. С 1954 года чле­нами этой организации стали СССР, Украина и Белоруссия.

Минимальная заработная плата определяет нижний предел опла­ты труда. Он устанавливается исходя из необходимости удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Каждая страна устанавливает свой уровень минимальной заработной платы с учетом экономического развития, менталитета нации, тем не менее Конвен­ция МОТ от 1951 года определяет следующие факторы, которые должны закладываться в основу минимальной заработной платы

  • потребности работников и их семей. Принимаются во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия
  • экономические соображения, включающие требования эконо­мического развития, уровень производительности труда, воз­можности поддержания должного уровня жизни.

В современных развитых странах регулирование минимальной заработном платы не проводится, так как она применяется по отношению к населению с низкими доходами. Здесь же заработная плата регулируется посредством коллективных договоров, заключаемых между предпринимателями и профсоюзами.

Независимо от системы установления минимальной заработной платы за ее пределами обычно остаются люди, занятые на мелких предприятиях, в сфере услуг, в сельском хозяйстве, домашняя при­слуга, ученики на производстве.

Современный механизм peгулирования оплаты труда сводится к двум основным моментам — определению минимальной заработной платы и индексации ее в зависимости от роста цен и эффективности производства. При этом регулирование минимальной заработной платы в Республике Беларусь стало основным рычагом регулирова­ния доходов населения. По своему функциональному назначению минимальная заработная плата стала подменять тарифную систему. С учетом этого целесообразно приравнять ее к тарифной ставке пер­вого разряда. Однако по мере стабилизации экономики всем ее секто­рам целесообразно возвратиться к четкому использованию тарифной системы в целях определения уровня заработной платы и ее регули­рования.

Рассмотренные выше вопросы позволяют сформулировать ос­новные направления и принципы социальной зашиты населения в условиях функционирования рыночной экономики.

Comments are closed .