Рубрика: Макроэкономика

Методы регулирования

Метод регулирования представляет со­бой способ практического и теоретического воздействия субъекта управления на объект. Известны два пути такого рода воздействий:
экономический
административный

Необходимо отметить тот факт что они тесно связаны между собой. Любой экономический метод не­сет в себе элемент администрирования, ибо является инструментом государственной власти, а значит, обязателен для исполнения всеми субъектами хозяйствования. Что же касается административных методов, то они носят экономический характер, поскольку сфера их действия — экономическая система. Вместе с тем необходимо ука­зать на противоположности этих двух инструментов. Дело в том, что экономические методы не сужают свободу выбора, предоставляя субъекту множество альтернатив, из которых он может выбрать лучшее решение. Что же касается административных методов, они сво­дят выбор до минимума или вообще устраняют его. Это происходит в системах, которые приобретают черты авторитарности и тотальности. Однако не стоит считать, что в рамках рыночной экономики приме­нение административных методов нерационально. Существуют определенные области, где их использование укрепляет совершенную конкуренцию. Это контроль за исполнением антимонопольного законодательства; регулирование внешних эффектов (закрытие пред­приятий, сокращение объема производства, введение особых нало­гов); обеспечение стандартов благосостояния нации (минимум зарплаты, пособия по безработице и т.п.).

Экономические методы включают бюджетно-налоговые и кре­дитно-денежные. К первым относят государственные расходы, налоги, льготы, трансфертные платежи, субсидии, т.е. те выплаты, которые осу­ществляются на базе государственного бюджета. Вторые методы регулирования включают эмиссию денежных знаков, регулирование ставки межбанковского процента, операций на открытом рынке, ис­пользование нормы обязательных резервов, а также валютного курса.

Анализ административных методов регулирования экономики позволяет выделить в них две самостоятельные группы: административно-экономические и административно-организационные инстру­менты. Первые включают централизованное планирование, меха­низм ценообразования, систему госзаказов и т.п. Таким образом, эти методы представляют собой попытку наполнить администрирование конкретным экономическим содержанием. Что же касается админис­тративно-организационных методов, они включают указы приказы, распоряжения, предписания и т.п., имеющие обязательный характер и предусматривающие определенные санкции за их невыполнение. Примером могут служить случаи прямого расформирования фирм, уличенных в систематическом использовании методов недобросо­вестной конкуренции и прошедших судебный процесс по указанному факту.

Государственное вмешательство осуществляется в трех взаимосвя­занных формах:

  • правовой
  • социально-экономической
  • организационно-институциональной

Правовая форма заключается в создании правовых основ функционирования экономической системы. Соци­ально-экономическая форма реализуется путем конкретных способов воздействия на экономические процессы и субъектов хозяйствова­ния. При организационно-институциональной форме государство регулирует все процессы посредством создания соответствующих структур — учреждений, организаций и т.п.

Comments are closed .