Рубрика: Макроэкономика

Бюджетный дефицит и государственный долг

Бюджетный дефицит представляет собой ту сумму денежных средств, на которую в данном финансовом году расходы бюджета превышают его доходы.

Государственный долг — это сумма накопленных в стране за определенное время бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся в то же время положительных сальдо платежей.

Различают государственный внешний и внутренний долг. Внешняя задолженность — это долг страны иностранным государствам, иностранным юридическим и физическим лицам. Внутренний долг представляет собой задолженность государства юридическим лицам и населению, возникающую вследствие выпуска внутренних займов (облигационные займы).

Существует несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита. Первый подход требует, чтобы государственный бюджет был ежегодно сбалансирован. Эта концепция имеет свои положительные и отрицательные черты. Положительным является то, что в случае реализации такого подхода государство усилило бы свои функции по контролю и регулированию воспроизводственного процесса. К сожалению, достичь ежегодной сбалансированности очень трудно. поэтому концепция имеет отрицательные черты Дело в том, что экономики стран сталкиваются с длительными периодами инфляции, падением производства, ростом безработицы и т.д. Это приводит к падению доходов, сокращению объема налоговых поступлений и т.д. Если следовать по пути ежегодного сбалансирования государственного бюджета, будет возникать необходимость повышения налоговых ставок, сокращения расходной части бюджета, а весьма часто проведения и тех и других мер. Но это ведет к дестабилизации экономики, сокращению совокупного спроса, еще более усугубляет инфляционные процессы.

В случаях когда экономика функционирует стабильно и доходы превышают государственные расходы, также не избежать принятия мер по регулированию. В частности, следует снижать налоговые ставки, увеличивать правительственные расходы, а чаше — осуществлять и то и другое, вместе взятое. Следствием этого снова могут стать негативные явления — инфляция, безработица и т.д., и действия правительства повторяются.

Второй подход связан с балансированием бюджета в ходе экономического цикла. Чтобы противостоять спаду производства, правительство снижает налоги и повышает государственные расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Наоборот, в ходе подъема экономики правительство повышает налоги и снижает государственные расходы Достигнутое положительное сальдо бюджета может использоваться на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Основная проблема состоит в том, что спады и подъемы в экономике неодинаковы по глубине и продолжительности.

Третий подход ориентирован на решение проблем сбалансированности экономики, а не на сбалансированность финансов и бюджетной системы. Через решение задач экономической сбалансированности общественного производства решаются и проблемы стабилизации финансовой системы страны.

Comments are closed .