Рубрика: Экономика

Конкурирующие рынки

В своей книге экономисты Уильям Баумоль, Джон Панцер и Роберт Уиллиг утверждают, что иногда поведение олигополии и даже монополии весьма сходно с поведением абсолютно конкурирующих фирм. Согласно их теории обязательным условием для этого является совершенно свободное вхождение в рынок и выход из него. При беззатратном вхождении в рынок новая фирма быстро осуществит его, если уже действующая на рынке фирма решится назначить цену выше средних издержек. Термин «конкурирующие рынки» подразумевает тот факт, что при беззатратном вхождении в рынок часто возникает соперничество между потенциальными конкурентами за право его обслуживать.

Беззатратный вход не означает, что приобретение производственных фондов, необходимых для обслуживания рынка, не связано с затратами. Это означает лишь то, что не существует никаких невозвратных издержек, связанных со входом на рынок и выходом из него. Наиболее важную часть фондов, необходимых для обслуживания пассажиров на авиарейсах «Нью-Йорк — Лондон», например, составляет приобретение широкофюзеляжного самолета, который оценивается примерно в 50 млн. долл. Это, конечно, солидные капиталовложения, но они не являются невозвратными издержками. Если фирма решит выйти из рынка, она сможет продать или сдать в аренду свои самолеты другой фирме или использовать их на каком-то другом рынке. В противоположность этому производитель цемента, например, который должен вложить аналогичную сумму в строительство цементного завода, не будет иметь альтернативы использования этого завода. Ресурсы, которые вложены в строительство цементного завода, будут невозвратными издержками, если фирма примет решение не заниматься бизнесом на этом рынке.

Почему невозвратные издержки так важны? Вернемся снова к различию между рынками обслуживания авиапассажиров и цемента. В обоих случаях мы имеем локальную монополию. Вследствие экономии, обусловленной ростом масштаба производства, существует ниша только для одного цементного завода в данной местности и только для одного полета в определенное время дня. Представим, что в каждом случае действующие на рынке фирмы назначают цены, значительно превышающие средние издержки, и что в каждом случае в отрасль входит новая фирма и захватывает некоторую часть чрезмерной прибыли. И наконец, допустим, что действующие ранее фирмы реагируют на это снижением своих цен, в результате чего все фирмы — и вновь вошедшие, и существующие — теряют деньги. На цементном рынке вошедшая в отрасль фирма не может избавиться от огромного основного капитала, который не покрывается ее издержками. Напротив, на рынке авиалиний подобного риска нет: если рынок становится невыгодным, фирма может быстро выйти из него и использовать свое имущество на другом рынке.

Теория конкурирующих рынков подобно теориям других рыночных структур свидетельствует, что именно характер издержек определяет количество фирм, которые войдут в данный рынок и будут действовать на нем. При наличии экономии, обусловленной ростом масштаба производства, можно ожидать, что это будет только одна фирма. При наличии U-образных кривых LAC, точки минимума на которых соответствуют существенной доле объема выпуска отрасли, на рынке может действовать несколько фирм. При стабильных издержках на рынке может функционировать много фирм. Теория конкурирующих рынков отличается от других теорий утверждением, согласно которому не существует четкой взаимосвязи между фактическим числом конкурентов на рынке и величиной различия цены и количества от аналогичных показателей при совершенной конкуренции. При наличии угрозы вторжения фирм на рынок действующие на рынке фирмы просто не могут свободно назначать цены, значительно превышающие издержки.

Критики теории конкурирующих рынков заявляют, что невозвратные издержки имеют важное значение и вовлекаются в производство практически в каждом рынке. В примере с авиаперевозками возможна сдача самолетов в аренду на краткосрочный период. Однако этого недостаточно, чтобы начать жизнеспособный бизнес. Персонал аэропорта должен путем налаживания широкой рекламной кампании оповестить потенциальных пассажиров о существовании новой службы, должны монтироваться залы и стойки для работы служащих аэропорта, необходимы средства транспортировки багажа и средства входного контроля, должны быть подписаны контракты с наземной службой обеспечения полетов и т. д. Каждый из этих этапов требует невозвратных издержек и делает кратковременное нахождение на этом рынке весьма дорогостоящим. Самые суровые критики заявляют, что пока существуют невозвратные издержки, связанные со входом фирм в отрасль и выходом из нее, теория конкурирующих рынков терпит крах.

Однако этим замечанием критики теории конкурирующих рынков не ограничиваются, приводя множество других аргументов, на которые трудно возразить. Но существует по меньшей мере несколько ситуаций, где данная теория эффективна. Например, на рынке междугородних автоперевозок либо «Грейхаунд», либо «Трейлвэйс» должна стать единственной фирмой, обеспечивающей какую-то часть рынка междугородних перевозок. Традиционные теории различных рыночных структур предполагают, что цены, вероятно, будут резко возрастать к концу недели, когда количество путешественников значительно увеличивается. Однако на многих рынках небольшие чартерные автобусные компании предлагают специальное воскресное обслуживание с платой за проезд не выше обычной. Эти компании часто не предпринимают никаких усилий, кроме расклейки небольших рекламных объявлений на территориях колледжей с указанием в них своих цен и графиков движения и номера телефона для оформления заказов. Условия междугородней автобусной индустрии весьма напоминают идеальный вариант свободного входа фирмы в отрасль, предполагаемый теорией конкурирующих рынков, и результаты оказываются очень близки к предсказываемым. Более подробно ситуация, когда угроза вхождения фирмы в рынок становится важным дисциплинирующим фактом, будет рассмотрена в дальнейшем.

Comments are closed .