Рубрика: Экономика

Коммуникации между вероятными противниками

Проблема коммуникаций между сторонами, являющимися потенциальными противниками, фундаментально отлична от проблемы взаимосвязей между сторонами, имеющими сходные цели. Лягушки-соперники, о которых говорилось в начале, очевидным образом относятся к первой категории так же, как и две стороны, участвующие в экономическом обмене. Продавец, например, заинтересован в завышении оценки качества своего продукта, а покупатель — в занижении суммы, которую он хотел бы уплатить за этот продукт. Служащий, поступающий на работу, испытывает искушение несколько приукрасить данные о себе и своей квалификации.

Партнеры по бриджу, наоборот, явно стремятся к обшей цели. Когда игрок в бридж использует определенные выражения за игровым столом, чтобы сообщить сведения о своих картах своему партнеру, нет оснований предполагать, что тот не захочет принять его сигнал. В данном случае коммуникация означает передачу информации в чистом виде. Необходимо лишь, чтобы это послание было правильно понято.

Действия обусловлены совершенно иной логикой, когда интересы партнеров противоположны или имеется возможность конфликта. Предположим, что игрок в бридж шепчет своему противнику слева: «Я всегда играю осторожно». Что его противник должен делать после такого сообщения? Оно было вполне понятным. Однако если полагать, что все стороны достаточно рациональны, то данное сообщение не повлияет на отношения между ними. Если осторожный игрок имеет преимущество, то любой игрок может обоснованно или необоснованно считать себя осторожным. Тогда такое сообщение не будет вызывать ни доверия, ни недоверия, поскольку оно просто не содержит информации.

Мы знаем, что покупателю следует опасаться преувеличенно восторженных отзывов уличного торговца о качестве своего продукта. Но как можно отличить хороший продукт от плохого? Или как производитель может убедить потенциального конкурента, что он резко снизит цену, если только конкурент появится на рынке? Подобные заверения будут столь же проблематичными, как и заявление игрока в бридж. Поскольку производитель заинтересован убедить своего конкурента, то будь его уверение правдивым или нет, оно не несет информации.

Однако мы должны знать, что противники могут передавать информацию, имеющую стратегическое значение. Лягушка передает именно такую информацию. Она не может сказать прямо: «Я — крупная лягушка». Ее информация заслуживает доверия только потому, что физиологические факторы исключают возможность для мелких лягушек издавать низкие звуки, характерные лишь для лягушек большого размера.

Пример с лягушками иллюстрирует 2 важных свойства сигналов вероятных противников:

  1. они должны быть труднодоступными для подделки
  2. если одни лица используют сигналы, соответствующие благоприятной информации о них, то их соперники будут вынуждены раскрыть свою информацию, даже если она не настолько благоприятна

Каждый из этих принципов в равной мере важен для понимания того, как экономические агенты собирают и интерпретируют информацию.

Comments are closed .