Рубрика: История экономических учений

Предмет и методология истории экономических учений

В системе экономических наук и экономического образования история экономических учений — самостоятельная научная и учебная дисциплина.

Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей, их роли в развитии человеческой цивилизации.

Объектами истории экономических учений
является история теории экономической мысли, а также, история экономической политики и идеологии.

Исторический процесс развития экономической мысли отражает прогресс научного знания, который достигается как в теоретическом познании социально-экономических явлений, так и в его методах. В связи с этим история экономических учений в определенном смысле является одновременно и историей развития методов познания социально-экономических явлений. Плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями.

Метод — это путь познания, способ, прием исследования и получения научных результатов.

Методы связаны с предметом исследования и также являются продуктом творческой, интеллектуальной деятельности. Английский философ Ф. Бэкон, определяя роль метода, сравнивал его с фонарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги.

Научная значимость и познавательная ценность применяемого метода определяются его эвристическим потенциалом, способностью обогатить науку новым знанием об изучаемом объекте, выявить новые моменты в исследуемых явлениях и привести их к более содержательному и глубокому пониманию.

Функциональная роль метода и методологии как совокупности методов познания состоит в том, что метод является способом построения определенной теории. Он позволяет выявить принципы и внутреннюю логику формирования системы теоретического знания, определить структуру и элементы данной системы, их взаимосвязь, механизм функционирования и пр.

Метод можно использовать как способ интерпретации и оценки предшествующих экономических теорий. Он дает возможность не только раскрыть содержание теории, но и показать, как она взаимосвязана с другими теоретическими построениями, какое место занимает в истории развивающейся экономической мысли. Метод также позволяет соотнести теорию и практику.

В истории экономических учений используется обширный арсенал общефилософских и специально-научных методов, а также методов, применяемых при проведении формально-логических, системных и сравнительно-исторических исследований. Однако своеобразие и специфичность предмета истории экономических учений вызывают определенную трансформацию общефилософских и специально-научных методов познания, конкретизацию приемов и средств исследования. Особенность выражается в том, что ведущую роль играют принципы, приемы и способы исследования, которые в большей степени соответствуют историко-теоретическому и прагматическому содержанию данной дисциплины.

Определяющее значение играет принцип историзма. Он позволяет исследовать генезис и эволюцию теории в историческом аспекте, определить место и роль теории в совокупном системном знании определенной эпохи, раскрыть связь между концепциями прошлого и современности, взаимодействие идей с политикой и практикой. Достоинством принципа историзма является то, что он позволяет: оценить содержание концепций в контексте прошлого и современности, выявить в них исторически преходящее и пребывающее; выделить и соединить конкретно-историческую и теоретическую стороны учения.

Для отражения принципа историзма используются хронологический и проблемно-категориальный приемы изложения. Хронологический прием предполагает характеристику «портретов» мыслителей-классиков, ведущих школ, направлений экономической мысли, что дает возможность полнее раскрыть процессы формирования, развития и смены различных концепций, учений, школ, специфику их теоретико-методологических взглядов, взаимосвязь и преемственность. Проблемно-категориальный прием — исследование содержания концепций, их новизны, определение теоретико-познавательной значимости их вклада, места и роли в истории экономической мысли.

Самостоятельное значение имеют приемы историко-сравнительного исследования. Сопоставительный анализ различных концепций, конкретизирующих знания о социально-экономических явлениях, способствует более точному раскрытию их содержания, оценке, выявлению критериев классификации и типологизации экономических учений.

Среди специально-научных методов в истории экономических учений выделяются следующие приемы:

  • описательный, который дает возможность исследователю получить разнообразную информацию, сформировать целостное представление о внешних сторонах явления, его структурных звеньях
  • аналитический, позволяющий раскрыть причинно-следственные связи явлений и использующий набор конкретных методик (опрос, наблюдение, анализ документов)
  • формально-логический, который позволяет исследовать внутреннее строение явления, выявить источники, предпосылки его возникновения и эволюции
  • моделирования, осуществляющий поиск наиболее эффективных, оптимальных схем организации экономических систем, государственного регулирования и пр.
  • конкретно-социологический, выявляющий эффективность функционирования, например, различных механизмов государственного и рыночного регулирования

Comments are closed .