Рубрика: Экономика

Гарантии продукта

Информационная асимметрия помогает, например, понять, почему производитель низкокачественной продукции вынужден раскрыть это невыгодное для него обстоятельство, предлагая крайне ограниченный срок гарантии. Здесь асимметрия обусловлена тем, что производителю гораздо лучше известно качество его продукции, чем потребителю. Фирма, знающая, что ее продукция лучше продукции других фирм, весьма заинтересована в раскрытии этой информации потребителю. Для этого заслуживающим доверия средством и является предоставление добровольной гарантии высокого качества продукции. Это заслуживает доверия, поскольку в данном случае приводится в действие принцип труднодоступной подделки — низкокачественная продукция будет часто приходить в негодность, что сделает невыгодным предоставление высоких гарантий. Когда Ли Якокка (руководитель компании «Крайслер») заявляет: «У нас выше гарантия, потому что выше качество», — мы можем быть на 100% уверенными, что он говорит правду. Если бы его заявление было слишком преувеличенным, т. е. если бы автомобили фирмы «Крайслер» приходили в негодность чаще других, то это была бы слишком дорогая ложь. Это и является причиной доверия потребителей к заявлению Якокка.

Когда продукт высокого качества сопровождается предоставлением длительной гарантии, потребители сразу могут сделать вывод о его качестве и о качестве другой однотипной продукции. В частности, им известно, что продукт, не имеющий гарантии, не может быть высокого качества, и если иной информации о продукте, кроме отсутствия гарантии, у покупателя нет, он может оценить качество этого продукта как весьма среднее. Возможно, потребитель слишком низко оценит качество продукции, если в действительности оно лишь немногим уступает качеству лучшего продукта.

Предположим, производитель выпускает продукцию, качество которой немного ниже качества продукции 1-го сорта. При отсутствии гарантии на такую продукцию у потребителя сложится мнение о более низком ее качестве, чем есть на самом деле. Поэтому такому производителю выгоднее снабдить свою продукцию гарантией, которая, однако, в силу того, что его продукция несколько худшего качества, будет не такой высокой, как у продукции 1-го сорта.

Когда такой продукт 2-го сорта получит гарантию, то продукты, не имеющие гарантии, будут оцениваться ниже того среднего уровня, к которому они относились до этого. Так начинается процесс упорядочения, завершающийся тем, что все производители должны будут либо предоставлять гарантии своей продукции, либо смириться с тем, что потребитель будет оценивать ее качество ниже, чем есть на самом деле. В общем случае продукты худшего качества будут иметь меньшие гарантии. Конечно, производителям нежелательно обнародовать низкое качество своей продукции, представляя ей ограниченные гарантии. Однако отказываясь от этого, они заставят потребителя считать, что качество их продукции еще хуже, чем есть на самом деле.

Comments are closed .