Рубрика: Экономика

Факторы, препятствующие эффективности

Монополия

Налоги — один из многих факторов, препятствующих достижению оптимума Парето при распределении ресурсов. Другой источник неэффективности — это монополия. Влияние монополии на общее равновесие аналогично влиянию налога на товары. Рассмотрим снова простую модель, производящую 2 товара, и предположим, что продукты производятся монополистом. В условиях конкуренции изготовитель выбирает уровень выпуска продукции, при котором предельные издержки равны цене на одежду; монополист же выбирает тот уровень производства, при котором предельные издержки равны предельному доходу. Поскольку цена всегда превышает предельный доход на ниспадающей кривой спроса, цена будет превышать предельные издержки для монополиста.

С точки зрения эффективности это различие между ценой и предельными издержками точно соответствует воздействию налога на продукцию монополиста. Предельная норма трансформации, которая представляет собой соотношение предельных издержек на производство одежды и предельных издержек на производство продуктов, более не равна соотношению цен на товары. Изготовители будут реагировать на одну группу относительных цен, а потребители — на другую. В результате очень мало ресурсов будет посвящено производству еды (монополизированный товар) и слишком много — производству одежды (конкурирующий товар).

Анализ общего равновесия с точки зрения влияния на него монополии добавляет важный момент к анализу частичного равновесия. В предыдущем анализе было обращено внимание на слишком малый объем товаров, произведенных монополистом. Анализ общего равновесия заставляет нас вспомнить о существовании другой стороны медали: ресурсы, которые не использованы монополистом, будут применяться в конкурирующем секторе экономики. Таким образом, если монопольный выпуск продукции слишком мал, то производство конкурирующего сектора слишком велико. Дополнительный выпуск продукции конкурирующим сектором не устраняет ущерба, наносимого монополией, но частично компенсирует его. Таким образом, в рамках анализа общего равновесия издержки монополии для общества будут меньше, чем при анализе частичного равновесия.

Внешние эффекты

Другой источник неэффективности возникает в случае, когда производство или потребление сопровождаются доходами или издержками для людей, непосредственно не связанных с этими видами деятельности. Подобные факторы обычно называют внешними эффектами.

Внешние эффекты отражают прибыли (или убытки), которые получает каждый, не принимая непосредственного участия в действии.

Типичным примером отрицательного внешнего эффекта является загрязнение, связанное с выбросами, оказывающими отрицательное воздействие на людей, за исключением потребителей этой продукции. Высаживание же дополнительных яблонь, цветение которых увеличивает количество меда на соседних пасеках, является примером положительного внешнего эффекта. При этом владелец пасеки, увеличивая количество пчел, совершенно не думает об опылении деревьев в соседнем яблоневом саду.

Внешние эффекты широко распространены и имеют важное значение. Мы рассмотрим их более детально в следующей главе. Здесь же заметим, что с точки зрения эффективности внешние эффекты, как и налоги, заставляют изготовителей и потребителей реагировать на различные группы относительных цен. Когда владелец яблоневого сада принимает решение о том, сколько высаживать деревьев, он учитывает только цену яблок, но не цену меда. То же можно сказать и о потребителе меда, игнорирующем при его покупке количество и цену яблок.

Влияние на эффективность отрицательных внешних эффектов от производства в значительной мере сходно с влиянием субсидий. При принятии решений о количестве продукции, которое следует выпускать, изготовитель уравнивает цену и собственные предельные издержки. Проблема заключается в том, что отрицательные внешние эффекты вызывают у других дополнительные издержки, которые игнорируются изготовителем. Как и при наличии субсидируемого продукта, мы прекращаем производство, когда отрицательный внешний эффект слишком велик и когда слишком мало других видов продукции. При положительном внешнем эффекте картина обратная. Мы завершаем производство, когда это воздействие очень мало и при этом слишком много других видов продукции.

Решение с помощью налогов проблемы внешних эффектов и монополий

Как отмечалось, лучшим налогом с точки зрения эффективности является тот, которым облагают виды деятельности, ограничивая их. Это наводит на мысль о том, что потери общества от монополии могут быть уменьшены путем введения акцизного налога на товар, производимый в конкурирующем секторе. При правильном подходе такой налог может устранить противоречие, вызванное неравенством между ценой монополиста и его предельными издержками.

При отрицательных внешних эффектах трудность заключается в том, что индивидуумы считают данный продукт более дешевым, чем его реальная стоимость с точки зрения общества в целом. Облагая налогом товар, произведенный с отрицательным внешним эффектом, с помощью правильно выбранных ставок можно устранить потерю эффективности. Для товаров с положительным внешним эффектом правильным решением является их субсидирование.

Общественные товары

Другим фактором, препятствующим достижению эффективного распределения ресурсов с помощью частных рынков, является наличие общественных товаров. «Чистый» общественный товар обладает двумя специфическими свойствами:

  1. неуменьшаемостью, т. е. использование его одним человеком не устраняет возможности его использования в том же объеме другими людьми
  2. неисключаемостью, т. е. невозможностью экономического запрета на использование данного продукта человеком, не платящим за него

В период до изобретения телевизионных переключателей каналов сигналы широковещательного телевидения представляли собой пример «чистого» общественного товара. Мое подключение к одиннадцатому каналу не означало меньшую доступность этого канала для других зрителей. И до изобретения переключателей и кабельного телевидения практически не существовало способа лишить какого-либо зрителя возможности пользоваться телевизионными сигналами, если они были посланы. Национальная оборона — другой пример «чисто» общественного товара. Тот факт, что Смит пользуется услугами национальной обороны, не означает их меньшую доступность для Джонса. Государству очень трудно защитить отдельных своих граждан от нападения со стороны других стран, отрицая возможность такой защиты для других.

Нет причины полагать, что частные рынки обеспечат оптимальные количества «чисто» общественных товаров. В самом деле, если невозможно воспрепятствовать людям пользоваться этим товаром, то, по-видимому, невозможно фирме, стремящейся к получению прибыли, поставлять любое количество этого товара. Однако фирмы, стремящиеся к получению прибыли, часто демонстрируют большую изобретательность при разработке систем обеспечения граждан «чисто» общественными товарами. Коммерческое вещательное телевидение, например, покрывает свои издержки за счет рекламы, делая ее доступной для широкой публики, которую оно привлекает своими программами. Но даже в этих случаях нет оснований полагать, что вид и объем телевизионных программ, которые мы получаем, экономически эффективны.

Проблема становится менее острой, если мы рассматриваем товары, обладающие свойством неуменьшаемости и в то же время исключаемости. Например, если каждый дом имеет кабельное телевидение, то появляется возможность лишить людей любой программы, которую они не оплачивают. Но даже в этом случае существует проблема неэффективности. Обществу ничего не стоит просмотр подготовленной телевизионной программы еще одним зрителем. Однако если существует положительная цена просмотра этой программы, то все, кто считает, что ее значимость (ценность) ниже этой цены, не будут подключать телевизор. Исключение этих зрителей является неэффективным, поскольку просмотр ими данной программы не ослабит ее значимость для других.

Comments are closed .