Рубрика: Экономика СССР

Внешняя экономическая политика

Поворот советской экономики в сторону иностранной конкуренции путем либерализации торговли будет важной частью программы всеобщей реформы, способствующей эффективному распределению ресурсов и смягчению инфляционного давления. Либерализация должна сопровождаться установлением реалистичного обменного курса — а также стабилизацией финансов — с целью ликвидации возможности возникновения неконтролируемых дефицитов платежного баланса. Кроме того, потребуется ускоренный переход к унифицированному обменному курсу и конвертируемости текущих счетов в рублях для восстановления доверия к денежной единице и прекращения растущей тенденции «долларизации” экономики.

Недавнее введение нового, существенно пониженного коммерческого обменного курса и объявление намерения задействовать валютный рынок со свободным курсом представляют собой шаги в верном направлении. Однако система двойного обменного курса будет подталкивать к различного рода искаженной практике до тех пор, пока существует ощутимый разрыв между двумя курсами. Для этого потребуется ускоренный переход, в течение одного-двух лет, к унифицированному обменному курсу, что, вероятно, потребует дальнейшего снижения коммерческого обменного курса в комбинации с адекватно ужесточенной финансовой политикой. Увеличение числа сделок через свободный рынок будет способствовать унификации. С этой целью доля валютных поступлений, которую экспортеры должны отчислять властям по коммерческому курсу, должна быть унифицирована и постепенно снижена. Необходимо обязать экспортеров в течение установленного времени предлагать несданную иностранную валюту на валютном рынке, чтобы они не хранили ее бесконечно на валютных счетах. Все предприятия должны иметь свободный доступ к этому рынку; кроме того, через него должен расти уровень финансирования государственного импорта. Политику обменного курса после унификации (плавающего или фиксированного) целесообразнее решать в этот момент с учетом, в частности, положения финансовой политики и наличия ресурсов для поддержания конкретного уровня курса.

Было высказано предложение о создании самостоятельного валютного рынка в каждой крупной республике, который будет обеспечиваться за счет сдачи валюты предприятиями и собственных резервов республики. Учитывая протяженность СССР, наличие нескольких валютных рынков оправдано, однако, для эффективного размещения резервов это потребует арбитражных операций на этих рынках.

Распределение валютных резервов между Союзом и республиками представляет другую сложность. В свете контроля над доступом к иностранной валюте и желания создать собственные валютные рынки отдельные республики захотят получить кпк можно большую долю валютных резервов. Когда рубль станет конвертируемым, потребуется единая политика вмешательства, которая ликвидирует неоправданную фрагментацию резервов.

Ответственность за погашение имеющейся и будущей задолженности тоже является предметом разногласий между Союзом и республиками. В изданном недавно указе Президента предусматривается создание совместного союзно-республиканского фонда для распоряжения основной частью валюты, сдаваемой экспортерами. Кроме прочего, фондом будет погашаться имеющаяся и будущая задолженность СССР, и в 1991 г. 40% экспортных поступлений должны быть использованы для этой цели. В будущем отдельные республики получат право брать взаймы за границей, при этом они сами будут нести ответственность за погашение этой задолженности. Для этого в указе предусматривается перевод республикам и местным органам 10% отчисленной инвалюты — за вычетом суммы на погашение внешней задолженность союза и удержания экспортерами. Учитывая влияние осложнений кредитоспособности одной республики на способность других республик получить займы, необходимо разработать и взаимно согласовать какие-то гарантии.

Предполагаемая децентрализация внешнеторговой деятельности, хотя по сути очень привлекательна, сопряжена с риском дальнейшей утраты централизованного контроля за внешним финансированием и учащением случаев просрочки оплаты услуг поставщиков. В то время, как децентрализация внешне-кредитных операций крайне необходимое условие для содействия формированию внешнеторгового режима на рыночной основе, также необходим и эффективный механизм управления внешним финансированием предприятий, занятых во внешней торговле, потому что неспособность нескольких заемщиков погасить свой долг вполне может привести к массовым отказам советским предприятия в обеспечении кредитами.

Comments are closed .