Рубрика: Экономика СССР

Внешние прямые капиталовложения

Влияние внешних прямых капиталовложений до настоящего времени оставалось на минимальном уровне в смысле вливания иностранного капитала и общего вклада в развитие экономики. Серьезным ограничением служила неадекватность правовой и институциональной структур. Другие существенные препятствия проистекали из риска и практических трудностей, характерных для ведения бизнеса в условиях СССР, особенно учитывая жесткий характер механизмов централизованного распределения. При таких условиях совместные предприятия в основном действовали в квазизамкнутых группах, сконцентрированных в секторе обслуживания, и специализирующихся на сделках, где получение высоких прибылей возможно при низких капиталовложениях за счет злоупотребления несовершенством существующих правил.

Невзирая на то, что в настоящее время картина непривлекательна, прямые иностранные капиталовложения могут потенциально внести существенный вклад в структурную перестройку экономики за счет вливания капитала, передач технологического и управленческого опыта и, что не менее важно, вовлечения отечественных предприятий в рыночную конкуренцию. Однако после осуществления фундаментального усовершенствования в политической, экономической и управленческой областях может ожидаться значительный рост прямых иностранных капиталовложений. Усилия реформы должны быть сконцентрированы на трех основных областях; широкие конституционные аспекты и правовая система; экономическая обстановка и специфическая нормативная структура в применении к иностранным капиталовложениям.

  • Во-первых, как уже упоминалось ранее, необходимо ясное определение правового статуса частнопредпринимательской деятельности и четкое разграничение сфер нормативной ответственности на различных правительственных уровнях. Иностранные капиталовложения вполне можно регулировать по законам, правилам и положениям, издаваемым на различных уровнях государственного аппарата, причем непременным условием является и полная согласованность друг с другом. Учитывая существующую политическую и экономическую неопределенность, необходимо рассмотреть внесение поправки в закон о собственности, которая защитит иностранных вкладчиков от конфискации и экспроприации.
  • Во-вторых, необходимо дальнейшее усовершенствование экономических условий для ведения бизнеса. Это имеет принципиальное значение как для отечественных предприятий, так и для иностранных вкладчиков. Последние нуждаются в ускоренном развитии внутренних оптовых рынков и либерализации торговли, чтобы получить готовый доступ к необходимым ресурсам. Развитие внутренних кредитных рынков принципиально важно, а конвертируемость рубля будет содействовать предприятиям в регулировании потребности в иностранной валюте. Кроме того, потенциальные иностранные вкладчики будут зависеть от того, насколько будет возможна конкуренция на внутренних рынках, также от того, в какой степени сохранится единый союзный рынок.
  • В третьих, должны быть упрощены нормативные требования отношений, в частности, прямых иностранных капиталовложений, а их правовая защита — усилена. Процедуры наделения правами должны быть облегчены и рационализированы. Политика оценки капиталовложения должна основываться на четких ненавязчивых критериях и ограничиваться небольшим числом секторов. Должны быть устранены препятствия капиталовложениям со стороны сферы обслуживания. Необходимо обеспечить административные и правовые гарантии для репатриации доходов от капиталовложений и выручки от ликвидации, а также предоставления полной защиты вложенного капитала. Необходимо учредить процедуры надлежащего арбитража и улаживания споров. Во всех этих сферах механизмы и процедуры регулирования должны в точности соответствовать международным принципам и соглашениям. Предложенный на рассмотрение Верховного Совета проект закона об иностранных капиталовложениях представляет собою шаг в верном направлении, однако, по-прежнему не соответствует международным стандартам. Например, перевод прибылей и репатриация капитала по-прежнему ограничиваются объемом, который может самофинансироваться за счет удержанных доходов обменного курса. Это может препятствовать осуществлению капиталовложений в отечественные сектора, например, распределение и торговлю, где иностранное участие может внести весомый вклад в образование конкурентоспособных рынков.

Данная реформа должна стремиться к одинаковому отношению к отчественным и иностранным вкладчикам. Правила по защите окружающей среды также должны применяться без дискриминации. Если необходимо сохранить как временную меру дискриминационное налогообложение или другие стимулы, поощряющие иностранные капиталовложения, они должны быть четко ограничены в смысле бюджетных последствий и временных рамок.

В период перехода к рыночной экономике могут возникнуть обширные возможности для мобилизации крупномасштабных капиталовложений в конкретные области в виде замкнутых соглашений, например, капиталоемкие программы в области освоения энергетических и природных ресурсов, и в некоторых сферах преобразованной военной промышленности. Однако такие мероприятия возможны лишь в ограниченном числе случаев и сфер. И они должны ими ограничиться, а не считаться альтернативой фундаментальным реформам, необходимым для привлечения капиталовложений в широкий диапазон экономических отраслей.

Comments are closed .