Рубрика: Экономика СССР

Управление предприятиями, находящимися в государственной собственности

Крупные предприятия должны быть коммерциализированы (ориентированы на получение прибыли) и действовать как акционерные компании, если они продолжают оставаться в государственной собственности. Тот факт, что они относятся к государственной собственности, не должен быть причиной для привилегий со стороны государства. Акции, находящиеся в государственной собственности, вначале могут принадлежать государственным компаниям-держателям, чья организация и деятельность будут в корне отличаться от современных отраслевых министерств. Правительство будет назначать совет директоров для каждой компании-держателя и возлагать на него ответственность за операцию объектом, для которого эта компания-держатель несет ответственность как коммерческое ориентированное на рынок предприятие. Для поощрения конкуренции собственность на предприятия, производящие одинаковые или почти одинаковые товары, не должна быть сконцентрирована в одних и тех же компаниях-держателях. Таким образом, на союзном и республиканском уровнях появится несколько компаний-держателей, вместо одного фонда государственной собственности. Каждая компания-держатель должна нести ответственность за ликвидацию всех хронически нерентабельных предприятий в своем портфеле и за организацию реконструкции, включая сокращение интеграции по вертикали, где это повысит рентабельность.

Эти государственные компании-держатели должны следовать примеру частных компаний-держателей. Дивиденды на акции во владении компаний-держателей будут поступать в бюджет; хотя часть прибылей может удерживаться для финансирования новых капиталовложений, заранее можно указать минимальную выплату дивиденда как фиксированную часть прибылей после выплаты налогов. Таким образом прибыль, удержанная компанией-держателем может быть перераспределена между ее фирмами для финансирования капиталовложений с учетом обычных коммерческих критериев. Однако компании-держатели не должны стремиться сохранить хронически нерентабельные фирмы путем комбинированного субсидирования постоянных убытков от основной деятельности некоторых предприятий за счет прибыли других.

При наблюдении и оценке деятельности предприятия компании-держатели не должны вмешиваться с повседневное управление ими. Компания-держатель реализует свои права на собственность через совет директоров каждого предприятия; она назначит членов этих советов, а затем наделит их ответственностью за их деятельность. Советы, в свою очередь, будут нести непосредственную ответственность за определение политики предприятия, управленческую деятельность и назначение, или смещение, если необходимо, руководства предприятия. Руководство будет нести полную ответственность за ежедневное управление предприятием, включая полномочия по организации производственного процесса, определения цен продавца, количество и структуру производства, наем, вознаграждение и увольнение работников и управление финансами предприятия.

Основная слабость этой системы заключается в том, что на практике может оказаться проблемой изоляция компаний-держателей от политического влияния или гарантия того, что те, кто сейчас руководят отраслевыми министерствами не потянут за собой в компании-держатели свои привычные методы руководства. Для исключения такой возможности придется создать для руководства очень действенные стимулы на уровне отдельных предприятий и компаний-держателей, связанных со среднесрочным успехом их компаний. Другая серьезная слабость, вероятно, заключается в недостатке подготовленных и опытных руководителей, поэтому необходимо будет организовать курсы по их подготовке.

Независимо от того, к какому сектору собственности принадлежат предприятия, они будут реагировать на сигналы рынка и давление конкуренции только в том случае, если их владельцы и руководители действительно несут ответственность за финансовые результаты их решений. Такая ответственность требует внедрения жесткого бюджетного ограничения, что означает, что убытки не должны покрываться за счет переводов из других предприятий, бюджетными или автоматическими кредитами, обеспечиваемыми финансовой системой. Финансовая автономия, несомненно, должна сопровождаться более общей управленческой автономией, которая позволит предприятию приспособиться к изменяющимся ограничениям и возможностям. Жесткое бюджетное ограничение должно вводиться по возможности ускоренным темпом в качестве стимула для реформы предприятия и содействия макроэкономическому руководству.

Поскольку многим предприятиям потребуется время для приспособления к новым экономическим условиям, в президентском документе предполагается создание союзных и республиканских стабилизационных фондов с независимой администрацией для обеспечения финансовой поддержки надлежащим одобренных усилий по реконструкции. Риск состоит в том, что такие фонды могут стать заменой, а не дополнением к необходимой реконструкции. Для ограничения такой возможности нужно использовать строгое бюджетное ограничение в отношении ресурсов, доступных этим фондам, и жесткие критерии в управлении их деятельностью и их финансовыми результатами.

Comments are closed .