Рубрика: Экономика СССР

Транспорт

СССР является экономикой с наивысшей интенсивностью осуществления грузовых перевозок, однако он находится на противоположной стороне шкалы в отношении пассажирских перевозок, уровень которых значительно ниже западных норм. Структура транспортной системы СССР также серьезно отличается от систем большинства экономик Запада. Железные дороги и трубопроводы осуществляют основную долю транспортировки грузов. На их долю приходится около 80% тонно-километров в то время, как по автомобильным дорогам перевозится только 13%, а по водным путям менее 8%. Число личных автомобилей на душу населения составляет только восьмую часть по сравнению с Западной Европой, поэтому на перевозку общественным транспортом приходится не менее 75% пассажиро-километров тогда, как в странах Европейского сообщества только 18%.

Интенсивная эксплуатация существующего оборудования приводит к низкой стоимости перевозок и, несмотря на низкие тарифы, все виды, за исключением городского пассажирского транспорта, получают значительную прибыль — хотя эта прибыль, вероятно, завышена вследствие недостаточного учета действительных капитальных затрат и заниженных цен на горючее. Ограниченность мощностей, особенно автотранспорта и подвижного состава, превратились в основную проблему, которая серьезно усугубляется устаревшей технологией, неудовлетворительным техобслуживанием и нехваткой запчастей. Главенстующие монополии не обеспечивают стимулов к модернизации системы и совершенно игнорируют необходимость в повышении качеств транспортных служб.

Увеличение основных тарифов, особенно для железнодорожных и юродских массовых перевозок, может содействовать рационализации транспортной системы и снижению спроса на ее услуги, таким образом обеспечивая дополнительные ресурсы для ее модернизации, технического обслуживания и увеличению мощности. Создание условий для конкурентоспособного рынка будет также стимулировать более эффективный учет транспортных потребностей пользователей, а также рост прибыли вследствие повышения эффективности. Необходимо срочно устранить государственные препятствия появлению новых государственных или частных компаний на всех участках. Частный автодорожный и водный транспорт может быстро перерасти в новую динамическую силу на рынке, а тарифы станут определяться условиями рынка. Для железных дорог и, в не меньшей степени, для авиатранспорта, где для новых компаний существуют более труднопреодолимые естественные барьеры, приватизация, можно сказать, менее важна, чем децентрализация, обеспечение условий конкуренции и другие меры для повышения уровня стимулирования и ответственности. До того, как установится интенсивная рыночная конкуренция, государство должно сохранить некоторый контроль над железными дорогами и авиацией.

Инвестиционные ресурсы должны быть сконцентрированы на технологической модернизации тех сфер, где возможно значительное повышение эффективности и качества службы, например, усовершенствованная система информации или оперативные системы, более мощные грузовые поезда, модернизация авиатранспорта за счет установки эффективных, не загрязняющих атмосферу двигателей, системы аэронавигации; увеличение количества и разнообразия более современных транспортных средств, подвижного состава, воздушного и водного транспорта; наиболее критически перенасыщенные инфрасистемы, в частности железные дороги и авиатранспорт, и увеличение количества подъездных дорог к фермам, которые могут использоваться независимо от погодных условий. Особое значение имеет образование интегрированной взаимосвязанной системы транспортной службы, которая может снизить необходимость в междугородных шоссе и повысить конкурентоспособность советской промышленности на мировой рынке.

Comments are closed .