Рубрика: Экономика СССР

Традиционная система централизованного планирования

Система централизованного планирования, внедренная в СССР в конце двадцатых начале тридцатых годов в основе своей оставалась без изменения в течение последующих 50 лет. Она была разработана для содействия ускоренной индустриализации, основанной главным образом на быстрой мобилизации капитальных, трудовых и материальных ресурсов, причем эффективности их использования отводилось второстепенное значение. Такой подход потребовал значительного увеличения доли инвестиций, повышения показателей экономической активности населения и перевода производственных ресурсов из сельского хозяйства в промышленность, между тем как производство потребительских товаров было в запущенном состоянии, почти все основные производственные фонды были национализированы, а сельское хозяйство коллективизировано; частная собственность на средства производства была запрещена, а деятельность вразрез с планом могла рассматриваться как экономическое преступление, за которое полагалось серьезное наказание.

С помощью пятилетних планов, и в частности с помощью годовых планов, Государственный комитет по планированию (Госплан), а также другие ведомства и отраслевые министерства управляли распределением материальных ресурсов, структурными преобразованиями в экономике и темпами экономического роста. Цены не играли существенной роли в распределение ресурсов. Оптовые цены фиксировались государственными органами на длительные периоды, тогда как розничные цены обычно оставались стабильными, причем низкие цены на основные товары народного потребления были мерой социальной политики. В результате этого возникала временная, а в некоторых случаях, хроническая нехватка отдельных товаров.

Обособленность структуры внутренних цен от мировых достигалась за счет системы непостоянных налогов и субсидирования внешней торговли — так называемое выравнивание цен — которые сводили роль официального валютного курса к чисто учетной функции. Внешняя торговля осуществлялась неконкурирующими друге другом государственными организациями. Сводный план внешней торговли составлял неотъемлемую часть общегосударственного экономического плана, причем объем экспорта определялся на основе объема импорта, необходимого для выполнения плановых заданий по выпуску продукции в приоритетных областях экономики. Изолированность экономики означала не только то, что доходы от торговли были предопределены, но и то, что внедрение зарубежных технических достижений было затрудненным.

Финансовая политика имела пассивное значение в том смысле, что она была направлена на обеспечение государственных предприятий финансовыми средствами для выполнения плановых заданий, установленных в натуральных показателях. Кредитно-денежная и бюджетная политика не играла активной независимой роли. Монолитная банковская система — состоящая из государственного банка (Госбанка) и нескольких государственных специализированных банков — кредитовала предприятия для выполнения плана, принимала вклады от предприятий и населения и выпускала деньги в обращение. Вклады предприятий не могли свободно использоваться, т. к. отраслевые министерства осуществляли контроль за ними, и различные фонды ассигновались на конкретные цели. Процентные ставки удерживались на низком уровне и практически не играли никакой роли в распределении финансовых ресурсов. Точно так же бюджетно-финансовая политика подчинялась плану, и для государственных предприятий бюджетные ограничения были весьма незначительны. Тем не менее, до восьмидесятых годов консервативная бюджетно-финансовая политика и административный контроль за расходами предприятий предотвращали образование серьезных макроэкономических диспропорций.

В тридцатые годы и в послевоенный период (Вторая мировая война) эта система и так называемая стратегия экстенсивного роста обеспечили быстрое развитие. Однако к концу шестидесятых и в семидесятых годах были исчерпаны возможности непрерывной быстрой мобилизации капитальных и трудовых ресурсов. В то же время негибкость системы препятствовала росту производительности труда, необходимой для поддержания роста производства. В результате этого началось неуклонное снижение темпов роста экономики. Это снижение отражено даже в официальной статистике-которая, по мнению многих, завышала показатели роста — согласно которой среднегодовые темпы прироста чистого материального продукта (ЧМП) сократились почти с 8% во второй половине шестидесятых годов до немногим более 3% в первой половине восьмидесятых. Однако, как второй крупнейший экспортер нефти, СССР получил огромные выгоды от скачков цен на нефть в 1973 — 1974 и 1979 — 1980 гг. В результате этого колоссальные доходы от торговли нефтью сгладили и до некоторой степени завуалировали недостатки стратегии экстенсивного роста и несовершенство существующей экономической системы.

Периодические частичные реформы, направленные в основном на совершенствование функционирования существующей системы, а не на ее фундаментальную реконструкцию, не смогли предотвратить неизбежного экономического спада. В начале восьмидесятых годов руководство стало более критически оценивать существующую систему и возможные результаты глубоких экономических реформ.

Comments are closed .