Рубрика: Экономика СССР

Реконструкция системы государственных расходов

Экономическая реформа в ближайшие несколько лет приведет к необходимости существенной реконструкции системы государственных расходов. Например, введение жесткой финансовой дисциплины потребует ликвидации разнообразных форм бюджетной и внебюджетной помощи нерентабельным предприятиям. Программы помощи предприятиям, осуществляющим реконструкцию, и увольняемым при этом работникам, должны облегчать, а не замедлять процесс перестройки, а также быть четкими, ограниченными по времени и объему.

В 1991 г. должна начаться пенсионная реформа, которая призвана расширить сферу действия пенсионного обеспечения, увеличить пособия и обеспечить их полную индексацию. Ее настоятельность вызвана падением уровня пенсий в реальном выражении за последние годы и необходимостью защиты наиболее уязвимых групп населения в переходный период. Предполагается, что новая пенсионная система должна по-прежнему базироваться на пенсионных отчислениях без бюджетной поддержки. Среднесрочный план, основанный на демографической тенденции, предполагает, что это может потребовать дальнейшего значительного повышения налога с сумм выплачиваемой зарплаты, что, по всей вероятности, отрицательно отразится на росте занятости. Придется ужесточить требования, касающиеся прав на получение пенсии, в частности путем постепенного увеличения пенсионного возраста для большинства профессий, увеличением стажа, засчитываемого при начислении пенсий и ограничения множественности пенсий. Программы пенсионного обеспечения и пенсий по инвалидности не должны использоваться в качестве скрытого пособия по безработице, особенно принимая во внимание тот факт, что вскоре будет введена программа страхования на случай безработицы.

Рекомендуется придерживаться более комплексного подхода в области кадровой политики и заработной платы в государственном секторе, включая адекватное дифференцирование окладов государственных служащих и ограничение численности государственных служащих. Такие меры могут привести к значительной экономии бюджетных средств и повысить качество работы государственных служб.

Более высокие процентные ставки, необходимые для эффективного кредитно-денежного контроля, окажут значительное воздействие на бюджет. Воздействие роста ставок на банковские депозиты частично можно компенсировать за счет банковской системы или за счет заемщиков, или за счет того и другого. Однако, поскольку государственная задолженность представляет собой неотъемлемую часть сберегательных вкладов, для обеспечения рентабельности банковской системы, в частности сберегательного банка, по всей вероятности, неизбежно повышение процентных ставок на непогашенный долг. Бюджет, кроме того, должен в полной мере нести расходы, связанные с введением рыночных процентных ставок на новые обязательства правительства.

Несмотря на возможность существования в теории доводов в пользу создания внебюджетных фондов для осуществления некоторых хорошо продуманных и ограниченных программ, финансируемых за счет выделенных для этих целей доходов (а именно, таких обязательств, как фонд социального обеспечения), увеличение числа таких фондов, которое можно предвидеть в настоящее время, может серьезно подорвать стабилизирующую роль бюджетной политики. Это также ослабит возможность объединенной проверки и контроля над бюджетом со стороны директивных органов. В частности, перевод правительственных капиталовложений во внебюджетный фонд кажется действием неуместным.

Comments are closed .