Рубрика: Экономика СССР

Реформа внешней торговли

Ввиду того, что условия, в которых в настоящее время осуществляется внешняя торговля серьезно извращены, сложившаяся ситуация не может быть изменена коренным образом до тех пор, пока не будут либерализованы внутренние цены. Вследствие того, что по-прежнему действуют государственные торговые соглашения, лицензии, квоты, многочисленные валютные курсы, различного рода пограничные налоги и запрет на посредническую деятельность, стимул включаться в торговлю зачастую не связан с реальными сравнительными преимуществами или с основной структурой цен и издержек. Начальные реформы создали ситуацию, в которой права на торговлю в принципе широко распространены, а на практике лимитируются повсеместными количественными ограничениями и недостаточным доступом к инвалюте.

Такое положение отражает в некоторой степени тот факт, что до сих пор действия реформы были направлены на слишком большое число часто несовместимых целей: ограждение внутренних цен от давления из-за границы, поощрение экспорта товаров с более высокой добавленной стоимостью и одновременное стремление сделать дефицитные товары доступными на отечественном рынке, обеспечение сбалансированной торговли при сохранении завышенного обменного курса; противодействие получению лицами, принимающими решения на местном уровне «чрезмерных» прибылей за счет эксплуатации перекосов, созданных системой. Большинство из этих задач так и остались невыполненными.

Ход развития внешней торговли, особенно отсутствие продвижения экспорта готовой продукции на западные рынки и продолжающаяся зависимость от экспорта энергоресурсов и сырья оказался неудовлетворительным. Кроме того, учащающиеся сбои и нехватка товаров в отечественной экономике проникли в торговый сектор вследствие невыполнения договорных поставок, борьбы за импортные и потребительские товары и вытекающего из всего этого резкого ухудшения общего торгового баланса.

Известны три элемента в переходе от системы централизованно управляемой торговли к системе, где определение потребностей в экспорте и импорте осуществляется путем децентрализованного действия рыночных механизмов:

  • во-первых, предприятия должны иметь возможность свободно принимать решения в условиях конкуренции, что покупать или продавать и на каких рынках
  • во-вторых, в принятии таких решений ими должны руководить ценовые стимулы
  • в-третьих, должна быть создана система, по которой фирмы должны иметь возможность свободно получать иностранную валюту, необходимую для осуществления их сделок

Эти взаимосвязанные аспекты реформы требуют проведения ряда мероприятий.

В принципе все предприятия получили право на участие во внешней торговле. Однако для применения этого права на практике необходимо отменить лицензирование и другие количественные ограничения и либерализовать доступ к иностранной валюте. Одновременно необходимо демонополизировать торговые операции с тем, чтобы торговые компании с доминирующим положением на рынке специфических товаров не овладевали прибылями от торговли в ущерб конечным производителям и потребителям. Важным шагом будет ликвидация отраслевых министерств с тем, чтобы находящиеся в их ведение торговые ассоциации диверсифицировали ассортимент товаров, которыми они торгуют, а внешнеторговые организации стали независимыми торговыми компаниями. Конкуренция также будет усилена благодаря прекращению широко распространенных в настоящее время запретов на «посреднические» операции в международной торговле, основание для которых исчезает с либерализацией внутренних цен.

Даже после либерализации внутренних цен структура ценовых соотношений будет значительно отличаться от структуры цен на мировых рынках. Одной из причин этого является то, что товарный арбитраж, характеризующий рыночную экономику, не может мгновенно начать действовать в полную силу. Другая причина заключается в существующей в настоящее время неразберихе в квотах, пограничных налогах и других ограничениях. То, что предприятия внезапно окажутся перед лицом резкого несоответствия внутренних и мировых цен, может стать для них губительным. Но административное вмешательство для смягчения этих различий помешает ценовым сигналам сыграть свою ключевую роль в усовершенствовании распределения ресурсов. Поэтому на переходном этапе необходимо найти золотую середину.

Мы рекомендуем установить набор тарифных ставок, отличающихся друг от друга не более, чем на 30%, с минимальной степенью разброса; этот набор тарифных ставок будет служить руководством для предприятий при установлении ценовых соотношений в более долгосрочной перспективе. В исключительных случаях могут использоваться временные пограничные налоги, дающие отечественным фирмам больше времени для адаптации к изменениям ценовых пропорций, необходимым в процессе реформы. Если желательно ограничить потребление, например, товаров роскоши, это лучше осуществить с помощью акцизных сборов, а не высоких тарифов или квот на импорт. Фактически, квоты вообще не стоит использовать, потому что, помимо прочего, вытекающие из них квотные надбавки, вернее всего, будут удерживаться в основном иностранными поставщиками.

В принципе может существовать параллельный довод в пользу обеспечения временных субсидий экспортирующим предприятиям, которые не обладали конкурентоспособностью на внешних рынках. Однако он не убедителен по двум причинам:

  • Во-первых, если обменный курс установлен на уровне рыночного клиринга, после либерализации цен в указанном положении может оказаться лишь небольшое число предприятий, и экспорт товаров таких неконкурентоспособных фирм не должен защищаться.
  • Во-вторых, экспорт большинства компаний составляет незначительную часть общего объема сбыта, что означает, что потеря нерентабельных экспортных рынков не окажется решающим фактором, определяющим успех их реконструкции.

Ценовые сигналы могут оказаться эффективными при организации торговли только в сочетании с механизмом, который обеспечивает доступность иностранной валюты для фирм на основе конкуренции на валютных рынках, а не на основе административного распределения. Значительный рост сделок, осуществляемых через свободный валютный рынок, ликвидация количественных ограничений на импорт, финансируемый свободным рынком и ускоренная унификация обменных курсов являются основными условиями успеха.

В ближайшие несколько лет спрос на импортные товары, вызванный экономической реконструкцией и удовлетворением потребительских нужд, может потенциально оказаться высоким по сравнению с объемом имеющейся иностранной валюты, выделенной для удовлетворения этого спроса. Основная задача для обеспечения равновесия внешних счетов при таком положении будет заключаться в проведении жесткой макроэкономической политики и установление соответствующих положению относительных цен и обменного курса; однако, имеется смысл в выявлении тех областей, где приращение иностранной валюты может быть обеспечено в ускоренном порядке либо путем увеличения объема экспорта, либо использованием продукции, замещающей импорт. Какими бы ни были сравнительные преимущества СССР в дальней перспективе (а анализ динамических сравнительных преимуществ предполагает, что промышленные товары с течением времени будут играть возрастающую роль в советской торговле), вполне вероятно, что увеличение экспорта энергоресурсов и сокращение импорта сельскохозяйственных продуктов является наиболее перспективным на ближайшее время подходом к преодолению недостатка иностранной валюты. Поэтому внутренняя реформа с целью повышения эффективности в этих секторах (в том числе значительное повышение стоимости нефти для внутреннего потребителя) будет иметь первостепенное значение в отношении платежного баланса.

В дополнение к росту цен на нефть намечаемый странами СЭВ переход в торговых отношениях к платежам в конвертируемой валюте на уровне мировых цен, по всей вероятности, тоже будет способствовать на короткий срок снятию напряжения в результате дефицита иностранной валюты, даже в случае предполагаемого резкого сокращения объема торговли между странами СЭВ. СССР в настоящее время обсуждает двусторонние соглашения со своими партнерами по СЭВ. В его экономические интересы не входит замедление предполагаемого перехода к мировым рыночным ценам или к платежам в конвертируемой валюте (хотя для некоторых стран СЭВ это приведет к усилению затруднений вследствие ограниченности запасов твердой валюты). Равным образом, неразумно осуществление большого объема торговли с теми странами через государственные заказы. Целесообразнее сконцентрировать усилия на содействие и децентрализованной торговле на рыночной основе между предприятиями стран СЭВ. Одним из шагов в этом направлении будет создание экспортных кредитов, благодаря которым предприятия смогут конкурировать наравне с западными предприятиями в том, что касается условий получения кредитов, выделяемых для торговли, и особенно в области товаров производственного назначения.

Comments are closed .