Рубрика: Экономика СССР

Реформа собственности, приватизация и коммерциализация

В то время, как основной целью реформы собственности является приватизация почти всех предприятий в СССР, для большинства крупных фирм потребуется промежуточный шаг коммерциализации — передача контроля из рук бюрократии. К такой структуре управления и контроля, которая более ориентирована на коммерцию. До проведения приватизации коммерциализированные фирмы должны управляться в соответствии с процедурами, указанными далее в главе «Управление предприятиями, находящимися в государственной собственности».

Ускоренная приватизация не только приблизит получение выгод от частной собственности, но может также принести доход государству в то время, когда бюджетный дефицит и излишняя денежная масса должны быть сокращены. Однако имеются свои недостатки в попытке слишком быстрого продвижении в этой сфере. В то время, когда ценовые пропорции еще не установились, трудно определить стоимость предприятий. Приобретение предприятий может осуществляться по ценам гораздо ниже (или даже гораздо выше) их фактической стоимости, и собственность может оказаться сконцентрированной в руках небольшой группы лиц, обладающими деньгами или связями. Более того, государственные производственные фонды оцениваются суммами, значительно превышающими накопления частного сектора, так что даже для покупки мелких предприятий необходимо предусмотреть оплату в рассрочку.

В качестве альтернативы, поскольку нельзя быстро разрешить эти проблемы, можно отказаться от будущих доходов от приватизации в интересах ускорения процесса и обеспечения справедливого распределения. Этого, например, можно достичь за счет системы распределения купонов, по которым граждане получают акции. Однако такая система даровой раздачи имеет ряд недостатков. Прежде всего, система купонов приведет к широкому рассеиванию собственности, что вряд ли позволит руководству обеспечивать эффективное управление и контроль за предприятием. Если все-таки использовать купонную систему, ее недостатки могут быть снижены за счет передачи собственности акций предприятия компаниям-держателям, которые будут осуществлять эффективный контроль над собственностью. А уже акции компании-держателя могут быть распределены среди граждан.

Для обеспечения баланса между стремлением быстро продвигаться вперед и практической невозможностью эффективного ускорения в большом масштабе необходимо прибегнуть к гибкому подходу, который изменяется в соответствии с типом деятельности и размером предприятия и, если необходимо, с преимуществами различных республик. Необходимость в том, чтобы доходы помогали покрывать некоторые расходы, связанные с экономической реформой — среди них расходы на реконструкцию потенциально жизнеспособных предприятий, на списание ненадежных долгов с балансов банков и наверстывание упущенного из-за инфраструктурных капиталовложений — подтверждает предпочтительность продажи перед даровой передачей. Однако безвозмездная передача акций некоторых крупных предприятий может вполне иметь свои преимущества.

Мы одобряем быструю приватизацию мелких предприятий путем прямой продажи отдельным лицам, кооперативам и т. п. Продажа активов должна осуществляться на открытых, хорошо рекламируемых аукционах и по возможности без промедления. Для обеспечения быстрой продажи и широкого распределения активов необходимо разрешить оплату в рассрочку. Крайне важна ускоренная приватизация транспорта, складов и распределительных служб. Это те сферы, где активы — напр., грузовики, склады, магазины, торгующие в розницу легко продать мелкими единицами, и где легко быстро разрушить существующую монополию на обслуживание. Приватизация в этой области является жизненно важным условием для преодоления сложностей, которые в противном случае будут замедлять снабжение, особенно в сельском хозяйстве. Приватизация крупных предприятий, естественно, займет больше времени и может происходить в основном любым из двух возможных способов: через прямую продажу или сдачу в аренду делимых производственных линий, стадий производства или услуг, или альтернативно двумя этапами. Первый этап включает коммерциализацию путем преобразования предприятий в акционерные компании, остающиеся вначале в собственности компаний-держателей, созданных с этой целью, а второй этап заключается в продаже акций непосредственно или через совместные фонды.

Прямые продажи будут осуществляться на открытых рекламируемых аукционах и потребуют значительных авансов от новых владельцев в счет платежей, что позволит финансировать баланс на нормальных рыночных условиях: соглашения о долгосрочной аренде могут использоваться для предприятий любого размера. Для обеспечения надлежащей заинтересованности арендатора в защите стоимости арендованных активов, они должны иметь возможность продавать контракты на аренду согласно антимонопольным законам. Со временем по мере накопления финансовых сбережений и развитием рынка, акции, находящиеся в собственности государственных компаний-держателей, могут быть постепенно распроданы отдельным лицам или учреждениям-вкладчикам, в том числе пенсионным фондам и страховым компаниям. Вместо или в дополнение к распродаже предприятия входящих в их систему, первоначальные компании-держатели могут преобразоваться в совместные фонды, продающие акции, находящиеся в их портфелях.

Уже предполагалось, что при продаже собственности и акций предпочтение получают рабочие коллективы. Опыт управляемых рабочими предприятий в других странах, однако, оказался неудачным. Работники, контролирующие свои собственные предприятия, стремились к получению в короткий срок максимальных доходов, ограничивая использование новых работников и со временем приводя к истощению активов предприятия. Следовательно, на льготной основе собственные работники предприятия должны получить акций меньше контрольного пакета, и эти акции лучше распределить среди работников на индивидуальной, а не коллективной основе. Работники будут пользоваться такими же правами собственности, как и другие держатели акций, в том числе право продать свою долю на рынке (а также приобрести новые).

Другой проблемой, требующей решения, является погашение долгов, существующих предприятий. Долги должны быть списаны до суммы, ниже стоимости активов предприятия. Конечно, оценка актива является трудной задачей; процедуры для договоров купли-продажи или аренды, возлагаемые на независимые государственные учреждения, подотчетны союзному и республиканским парламентам, могут предотвратить произвольность или необоснованность оценки. Такие анализы должны ограничиваться наиболее спорными случаями, которые могут быть широко разглашены с этой целью.

Comments are closed .