Рубрика: Экономика СССР

Реформа цен

Нет ничего более важного для обеспечения успеха перехода к рыночной экономике, чем либерализация цен с целью регулирования распределения ресурсов. Ускоренная и всеобщая отмена контроля над ценами является необходимым условием для ликвидации нехватки товаров и макроэкономических диспропорций, которые все больше поражают экономику. Как только распределение ресурсов перейдет на основы рыночных цен, рубль превратится в эффективное средство обращения; это должно в основном ликвидировать экономический спад в результате роста придерживания товаров, бартерных сделок, черного рынка, долларизации и навязывания ограничений свободного внутреннего движения товаров. По мере осуществления интеграции экономики в мировую путем либерализации и конвертируемости текущих счетов необходимо увязать соотношения внутренних цен на товары со структурой цен на мировом рынке.

На наш взгляд, остается ограниченное число областей, где государство по-прежнему может вмешиваться в определение цен, однако, даже в этих случаях, цены должны значительно возрасти на начальном этапе реформ.

  • Во-первых, коммунальные службы (в том числе, общественный транспорт), по всей видимости, должны остаться государственной монополией, как в большинстве стран. Поэтому, их цены, вероятно, будут по-прежнему регулироваться в административном порядке.
  • Во-вторых, в жилищном секторе в настоящее время арендная плата находится на минимальном уровне. Ее придется повысить до покрытия эксплуатационных расходов и создания интереса для строительства и покупки жилья. Также придется скорректировать заработную плату в денежном выражении в целях учета денежного выражения натурных платежей за жилье. В настоящее время наблюдается серьезное извращение, и принять сразу весь комплект вспомогательных мер, включая правовую и финансовую реформ, необходимых для обеспечения надлежащего функционирования жилищного рынка невозможно. Поэтому, арендную плату (только за уже существующее жилье) придется по-прежнему устанавливать административным путем с намерением как можно скорее перейти на рыночную систему.
  • В-третьих, для небольшой группы основных ресурсов должно быть временно оговорено вмешательство путем установления пограничных налогов, особенно на энергоносители, широко используемые в промышленности. В целях защиты предприятий, которые могут оказаться под угрозой внезапной конкуренции со стороны импорта, несмотря на имеющиеся перспективы жизнеспособности в среднесрочный период.

Использование налогов на экспорт исключит необходимость осуществления контроля над ценами, централизованного распределения этих ресурсов и контроля над экспортом. Основанием для осуществления поэтапного, а не резкого перехода к ценам мирового рынка является необходимость дать предприятиям время для адаптации к новой ситуации. В самом деле, если не ограничивать рост этих цен, платежеспособность большинства промышленных предприятий окажется под угрозой. Однако в равной мере справедливо то, что отказ от корректировки цен на раннем этапе реформы может ослабить стимул к более эффективному использованию упомянутых ресурсов.

Необходимо составить график и объявить сроки перехода на мировые цены и первоначального повышения цен. Установление баланса между позитивными и негативными моментами, связанными с резким изменением цен, является вопросом, требующим размышлений. Мы отдаем предпочтение ускоренному, а не замедленному темпу. Для энергоносителей и нескольких основных сырьевых материалов предлагается механизм перехода, включающий введение временного налога на экспорт, первоначально в размере, который обеспечивает значительное продвижение к мировым ценам (напр., 50% для нефти) со снижением до нуля к концу трехлетнего периода при достижении полного сближения с этими ценами.

Особую озабоченность вызывает влияние роста цен на пищевые продукты и другие товары первой необходимости. В настоящее время субсидии и поощряют расточительное потребление некоторых продуктов, напр., хлеба, поэтому некоторое понижение на начальном этапе реальных доходов населения окажется неизбежной платой за реформу. Однако, нельзя допустить, чтобы это легло непосильным бременем на плечи более уязвимых слоев населения. Рекомендуемым способом сокращения этого нежелательного эффекта является комбинация повышения пенсий и других пособий отдельным лицам, не относящимся к активным трудовым ресурсам, и дополнительных пособий определенным группам (напр., малоимущим, находящимся на более низком уровне бедности, чем установленный для данного региона).

Если, как предупреждают некоторые, материальная поддержка действительно нуждающихся лиц окажется слишком сложной для осуществления в ближайшее время задачей, вместо этого можно обеспечить каждого карточками, дающими право на приобретение указанного количества определенных основных товаров по указанной цене. Те, кому требуется больше таких товаров, смогут приобрести их по несубсидиро-ванным рыночным ценам. В качестве варианта такого решения можно обеспечить каждого определенным количеством талонов, которые можно использовать как деньги при покупке желаемых товаров по обычным рыночным ценам. Поскольку талоны будут обладать фиксированной денежной стоимостью, реальное потребление отдельных лиц будет зависеть от рыночной цены на указанные товары, при этом бюджетная стоимость субсидии будет постоянной.

Ввиду особой важности цен на пищевые продукты, мы далее рекомендуем, чтобы на начальной стадии реформы руководство использовало импорт для стабилизации розничных цен на наиболее важные потребительские товары — хлеб, молоко и мясо. Для эффективности этой меры необходимо укрепление системы распределения. Использование импорта с этой целью должно носить временный характер, так как СССР в ближайшее время должен быть в состоянии прокормить себя.

Comments are closed .