Рубрика: Экономика СССР

Политика доходов

Во время переходного периода политика заработной платы представляет собой серьезную проблему. В СССР отсутствует развитая система отношений в промышленности, а также традиция децентрализованного установления зарплаты в условиях конкурирующих рынков рабочей силы. Поэтому имеется явная опасность того, что начальный скачок цен, неизменно сопровождающий их либерализацию, приведет к росту требований повысить заработную плату, что, в свою очередь, может вызвать раскручивание спирали «зарплата-цены». Такой риск возрастает, если государственные предприятия сохранят свободный доступ к кредитам, или если взаимное кредитование предприятий станет использоваться как важный альтернативный механизм финансирования и если будет продолжаться практика избрания руководства работниками.

С эффективным внедрением жестких бюджетных ограничений можно перейти на принцип коллективного договора при определении заработной платы. Однако в начале процесса реформы какое-то время придется сдерживать увеличение зарплаты с помощью политики доходов для снижения требований повышения зарплаты. С другой стороны, необходимость общественной поддержки реформы и забота о благосостоянии населения требуют, чтобы зарплата до некоторой степени была защищена от инфляции путем установления минимального уровня повышения зарплаты. Обе эти меры должны носить временный характер и должны быть ликвидированы при первой возможности.

Указанные намерения руководства только частично отвечают такому подходу. Планируется защита покупательной способности доходов путем индексации. Программа предполагает 50 — 70-процентную индексацию зарплаты (с понижением степени индексации в зависимости от уровня дохода) и 100-процентную индексацию пенсий, пособий многодетным семьям с учетом цены минимального набора потребительских товаров. Если рост цены минимального набора превысит средний рост цен, что может произойти по бюджетным соображениям, то предлагаемый механизм может оказаться двигателем инфляции заработной платы. Руководство предполагает использовать налоги для поддержки политики доходов путем введения крайне высоких налогов на предприятия, где рост заработной платы превышает рост добавленной стоимости. Однако, при условии недостаточных бюджетных ограничений, либерализации цен и значительной силы монополий указанные налоги могут оказаться неэффективными в сдерживании избыточного роста заработной платы, поскольку предприятия смогут расширить возможности роста зарплаты путем повышения цен на их продукцию.

Следовательно, можно было бы дополнить налог путем установления максимального уровня зарплаты в виде единого для всех государственных предприятий предела роста общего фонда зарплаты или средней зарплаты. Отделение зарплаты от доходов предприятий на основании любого из этих подходов поможет сдержать спираль зарплаты и цен. Выбор одного из видов ограничения зарплаты непростое дело.

Преимущество ограничения роста средней зарплаты в том, что это не скажется отрицательно на предприятии, которое увеличивает число рабочих, а недостаток в том, что это может поощрить фирмы заменить более высокооплачиваемых работников более низкооплачиваемыми, даже, может быть, за счет снижения производительности. Напротив, подход, связанный с фондом заработной платы, может способствовать сокращению числа работников и не позволит расширять предприятие за счет повышения числа работников.

Comments are closed .