Рубрика: Экономика СССР

Отношения между правительствами в связи с формированием бюджета

Предполагается включить в Союзный договор новую схему межправительственных отношений в области формирования бюджета. Однако по-прежнему существуют серьезные разногласия по основным пунктам этой схемы. Одни считают, что союзные органы должны по-прежнему играть решающую роль в бюджетных вопросах при четко определенных полномочиях других правительств в области доходов и расходов; другие считают, что республики должны пользоваться почти полным суверенитетом в бюджетных вопросах при ограничении полномочий союза по расходованию средств и образуемых за счет согласованной передачи снизу вверх доходов республик.

Эти вопросы не могут быть решены исходя только из экономических соображений. Тем не менее, экономический анализ и опыт показывают, что система передачи доходов снизу вверх будет иметь много недостатков. Она резко ограничит использование союзного бюджета как средства макроэкономического управления; в зависимости от ограничений, которые могут быть эффективно установлены на бюджетные дефициты республиканских правительств и их финансирование, это может ослабить дисциплину на всех уровнях правительств. Система, предоставляющая каждому уровню правительства автономные и четко разграниченные полномочия по повышению доходов, кажется, может обеспечить более эффективный баланс между соображениями макроэкономического управления и правами республиканских властей, хотя такая система должна включить пределы допустимого дефицита для правительств всех уровней. Формула распределения доходов может предусматривать различные базы налогообложения для правительств различных уровней или предложить использование разделения или дублирования налогов, которое широко используется в других странах.

Вследствие значительного экономического, социального и демографического различия между республиками, по всей вероятности, будут наблюдаться различия и в уровне и структуре кк налогообложения, так и государственных расходов между республиканскими правительствами. Однако масштабы таких различий будут ограничиваться эффективностью переориентации всесоюзного рынка на свободное движение товаров и факторов производства. Различия в налогоспособности потребуют некоторого продолжительного перераспределения ресурсов через союзный бюджет.

Comments are closed .